Методическая копилка

Критерии оценивания
для просмотра документа нажмите здесь


Советы будущим первоклассникам, 
или как и на что нужно обратить внимание при подготовке  ребенка к школе?

МАТЕМАТИКА

       Совершенно не обязательно уметь считать до 100, да это, по большому счёту, и не представляет особой сложности. Гораздо важнее, чтобы ребёнок ориентировался в пределах десятка, то есть считал в обратном порядке, умел сравнивать числа, понимал, какое большее, какое меньшее. Хорошо ориентировался в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, между, впереди, сзади и т. д. Чем лучше он это знает, тем легче ему будет учиться в школе. Чтобы он не забыл цифры, пишите их. Если нет под рукой карандаша с бумагой, не беда, пишите их палочкой на земле, выкладывайте из камешков. Счётного материала вокруг предостаточно, поэтому между делом посчитайте шишки, птичек, деревья. Предлагайте ребёнку несложные задачки из окружающей его жизни. Например, на дереве сидят три воробья и четыре синички. Сколько всего птиц на дереве? Ребёнок должен уметь вслушиваться в условие задачи.




Как написать отзыв о книге


Отзыв - это передача мыслей и чувств, вызванных прочитанным произведением.
Целью отзыва является рекомендация книги другим читателям. Прочитав отзыв, дети должны подумать, какая интересная книга, нужно обязательно прочитать ее.
Отзыв о прочитанной книге - это свободное сочинение.
Отзыв может быть написан в виде рассуждения, которое обычно содержит:
  1. Краткое сведение о книге: имя автора, название произведения, место и время    
событий, которые описывает автор, кто стоит в центре повествования.
2.  Моё отношение  к книге.
  3. Вывод - общая оценка книги.

Рассмотрим данные пункты более подробно.

Управление презентацией через мобильное устройство

Читайте в 21 веке

Начинающему читателю:
1.Абгарян Н. Манюня. Литературная премия «Рукопись года» - 2010 в номинации «Язык» (современная проза, детская литература)
2. Бородицкая М. Прогульщик и прогульщица Автор – лауреат Премии им К. Чуковского (2007)
5. Георгиев С. Дрессировщик бутербродов Победитель конкурса «Книга года» 2009 в составе серии «Пестрый квадрат» (изд-во «Эгмонт)
6. Герасимова Д.С. Крокодиловая роща Книга – победитель 1 Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Алые паруса» за 2003 г. в номинации «Поэзия»
7. Гиваргизов А. Непослушный пират Победитель конкурса «Книга года» 2009 в составе серии «Пестрый квадрат» (изд-во «Эгмонт)
8. Гиваргизов А. Со шкафом на велосипеде. Книга – победитель 1 Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Алые паруса» за 2003 г. в номинации «Проза»
9. Гиваргизов А. Тры-тры-тры, мы, автобус и другие рассказы Книга – победитель 4 Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Алые паруса» за 2006 г. в номинации «Проза»
10. Горалик Л. Мартин не плачет Книга – лауреат Малой премии конкурса «Заветная мечта» (2008)
11. Дале Г. Черт-те что, или праздник первого зуба - Национальная премия Норвегии за лучшую детскую книгу
12. Дёгтева В. Бублик для гуманоида Победитель конкурса «Книга года» 2009 в составе серии «Пестрый квадрат» (изд-во «Эгмонт)
13. Есеновский М. Главный шпионский вопрос - Победитель конкурса «Книга года» 2009 в составе серии «Пестрый квадрат» (изд-во «Эгмонт)
14. Кивеля М. Великолепный господин Весельчак - «Почетный список» Международного совета по детской книге
15. Клайва Р. И не забывай гладить котёнка: Рассказ Премия Союза критиков Норвегии «Лучшая детская книга»
16. Козлов С. Лунная дорожка Лауреат конкурса «Алые паруса» в номинации «Проза» (2004)
17. Кружков Г.М. Нос Картошкой: Сказки о кладах, ковбоях, поросятах в Стране Рутабага Книга -лауреат конкурса «Книга года – 2006» в номинации «Вместе с книгой мы растем»
18. Кургузов О. Рассказы маленького мальчика Международная литературная премия им. Яна Корчака
19. Лаврова С. Кошка до вторника Книга – лауреат премии «За самое смешное произведение» конкурса «Заветная мечта» (2007)
20. Лунин В. Мой дом – волшебный Лауреат 3 конкурса «Алые паруса» в номинации «Поэзия»
21. Махотин С. Вирус ворчания Лауреат 4 конкурса «Алые паруса» в номинации «Проза». Занесена в Почетный список Международного совета по детской книге
22. Махотин С. Прогулки по лесу Вошла в список 100 лучших детских книг года по версии Международной детской библиотеки Мюнхена
23. Медоус Д. Ирис, синяя фея. Лютик, желтая фея (и др. книги серии) Серия, занявшее 3 место по популярности в британских библиотеках в 2008 году
24. Менжурова Н. Ложкаревка-интернейшнл и ее обитатели Книга – лауреат Малой премии конкурса «Заветная мечта» (2006)
25. Мориц Ю. Тумбер-бумбер Российская премия «Книга года» за 2007 год
26. Москвина М. Жизнь и приключения милиционера Караваева Книга – лауреат Международного диплома им. Г. Х. Андерсена
27. Мурашова Е. Живущие рядом: рассказы Книга – финалист конкурса «Заветная мечта» в 2007 г.
28. Наумова И. М. Господин Куцехвост: сказка 1 место конкурса «Новая детская книга» в 2010 г.
29. Нильсон У. Самые добрые в мире/ Илл. Э. Эриксон И автор, и художник – лауреаты множества премий
30. Нильсон-Брэнстрем М. Цацики идет в школу Премия Астрид Линдгрен в 2010 году
31. Ниммо Дж. Чарли Бон - Европейский бестселлер 2006-2007 года ( 2 млн. экз.)
32. Олефир С. Мы живем на Севере: рассказы Книга – лауреат премии «За лучшее произведение о животных» конкурса «Заветная мечта» (2006)
33. Парр М. Вафельное сердце В Нидерландах- премия «Серебряный грифель»— единственный случай, когда этой награды была удостоена переводная повесть.
34. Пряхин Г. Записка с неба: сказки Литературная премия имени А. Грина за 2009 год
35.Прокофьева С. Серия произведений «Маша и Ойка» 1 место в Номинации «Сказка» Национальной премии «Золотое перо Руси – 2009»
36. Седакова О.А. Как я превращалась Лауреат 4 конкурса «Алые паруса» в номинации «Книга для дошкольника».«Книга года» (2004) в номинации «Вместе с книгой мы растем»
37. Седов С. Книга сказок Книга – финалист конкурса «Заветная мечта (2006)
38. Седов С. Сказки Детского мира Малая премия конкурса «Заветная мечта» в 2008 году + «White Ravens 2010» («Белые вороны») - это значит, что по мнению Международной Библиотеки Детской Литературы в Мюнхене они вошли в список 250 книг, рекомендованных как "значительные и необыкновенные детские книги разных стран мира".
39. Сеф Р. /Избранное/ Книга – победитель 1 Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Алые паруса» за 2004 г. в номинации «Поэзия»»
40. Силина Е. Заводная курочка Вошла в список 100 лучших детских книг года по версии Международной детской библиотеки Мюнхена
41.Собакин Т. Из переписки с коровой Победитель конкурса «Книга года» 2009 в составе серии «Пестрый квадрат» (изд-во «Эгмонт)
42. Стид Я. Лягушонок: книжка-картинка Лучшая детская книжка-картинка 2004 года
43. Тимофеевский А. Пусть бегут неуклюжи Лауреат Премии С. Маршака за 2009 год + «White Ravens 2010» («Белые вороны»)- это значит, что по мнению Международной Библиотеки Детской Литературы в Мюнхене они вошли в список 250 книг, рекомендованных как "значительные и необыкновенные детские книги разных стран мира".
44. Улицкая Л. История про кота Игнасия, трубочиста Федю и Одинокую Мышь «Книга года» (2004) в номинации «Вместе с книгой мы растем»
45.Усачев А. Малуся и Рогопед Фаворит Всероссийского конкурса «Детское читательское жюри»(2006-2007)
46. Шмидт А. Саша и Маша (5 книг) Автор - Лауреат Премии им. Г.Х. Андерсена
47. Эльф Р.Синий дождь Книга – лауреат Малой премии конкурса «Заветная мечта» (2007)
48. Юдин Г. Библейские истории. – М.: Эксмо, 2009. Премия «Книга года» за 2009 год в номинации «Вместе с книгой мы растем»
49.Яснов М. Детское время Лауреат 4 конкурса «Алые паруса» в номинации «Поэзия».«Книга года» (2004) в номинации «Вместе с книгой мы растем»
50.Зеленые страницы: хрестоматия по экологии для начальной школы/ сост. С. Сахарнов.-СПб: Детгиз, 2005 Премия «Алые паруса» за 2006 г.
51. Кувыкина О. Письма насекомых Лауреат конкурса "Книга года" 2010 в номинации "Вместе с книгой мы растем"
52. Необыкновенная история обыкновенных вещей Лауреат конкурса «Алые паруса» в номинации «Познавательная литература» (2004).«Книга года» (2004) в номинации «Вместе с книгой мы растем»
Подросткам:
1. Агатов А. Загадка нефритовой лагуны (Крымский роман) Книга – лауреат премии «За лучший детский детектив» конкурса «Заветная мечта» (2006)
2. Амонд Д. Скеллиг Премия Карнеги, 2007 г. 2010 год – премия Г.-Х. Андерсена.
4. Аромштам М. Когда отдыхают ангелы 1 место конкурса «Заветная мечта 2008»
5. Байерс Б. Лебединое лето - Медаль Ньюбери (1971)
6. Баркер К. Абарат Премия «Мир фантастики» за 2006 год в номинации «Лучшая детская книга»
7. Большакова Ю. Эсмеральда на Пангалее Книга – лауреат премии «За лучшее произведение в жанре научной фантастики» конкурса «Заветная мечта» (2006)
8. Булычев К. Убежище «Книга года» (2004) в номинации «Вместе с книгой мы растем»

9. Веркин Э. Друг-апрель: повесть Вторая премия II Международного конкурса имени Сергея Михалкова
11. Воскобойников В. Все будет в порядке Книга –лауреат «Малой премии» национальной детской литературной премии «Заветная мечта» 2007 г.
12. Востоков С. Московский зоопарк. Записки служителя Книга – лауреат премии «За лучшее произведение о животных» конкурса «Заветная мечта» (2007)
13. Гейман Н. Коралина Награжден British SF Award 2002, Locus Award 2002, Nebula Award 2003, Bram Stoker Award 2002, World Fantasy Award 2003, Mythopoeic Award 2003, Internation Horror Guild Award 2002
16. Дюпро Д. Город Эмбер. Включен в программу американских школ и удостоен в 2006 году Премии Марка Твена
17. Дяченко М. и С. Ключ от королевства.Слово Оберона.У зла нет власти Трилогия получила Большую премию (1 место) конкурса «Заветная мечта» в 2008
18. Жвалевский/Мытько [Жвалевский А.В., Мытько И.Е.]. Здесь вам не причинят никакого вреда. Книга – лауреат премии «За самое смешное произведение» конкурса «Заветная мечта» (2006)
19. Колфер Й. Артемис Фаул: интеллект против волшебства Мировой бестселлер 2001 года. НАГРАЖДЁН: Nibby 2001; British Book Awards ; Children's Book of the Year 2001.
20. Крапивин В. П. – все произведения В 2010 г. награжден Почетным дипломом Премии имю Г.- Х. Андерсена "по совокупности" созданных произведений.
21. Лавряшина Ю. Улитка в тарелке: фантастическая повесть Международная литературная премия Владислава Крапивина за 2010 г.
22. Литтл Д.Слышишь пение? Премия национального совета Канады по детской литературе
23. Лукашкина М.Стойка на руках на уроках ботаники. Книга – финалист конкурса «Заветная мечта» в 2007 г.
24. Михеева Т. Асино лето. Книга – лауреат Малой премии конкурса «Заветная мечта» (2007)
25. Москвина М. Моя собака любит джаз. Книга – лауреат Международной золотой медали им. Андерсена
26. Москвина М. Не наступите на жука. Премия «Алые паруса» за 2008 год
27Назаркин Н. Изумрудная рыбка: рассказы. Книга – лауреат Малой премии конкурса «Заветная мечта» (2006)
28Нестерина Е. Первое слово дороже второго. Литературная премия "Эврика" (2006) в номинации "За высокий уровень литературного мастерства и оригинальное воплощение вечных тем"
29. Нестлингер К. Лети, майский жук! Автор – лауреат премий Г. Х. Андерсена и А. Линдгрен
30. Нестлингер К. Само собой и вообще. Автор – лауреат премий Г. Х. Андерсена и А. Линдгрен
31. Никольская-Эксели А. Кадын – владычица гор: повесть 3 премия II Международного конкурса имени Сергея Михалкова
32. Никс Г. Мистер Понедельник В 2004 году роман получил австралийскую премию Aurealis как лучшая детская книга
33. Ниммо Дж. Чарли Бон Европейский бестселлер 2006-2007 года ( 2 млн. экз.)
34. Парр М. Вафельное сердце В Нидерландах- премия «Серебряный грифель»— единственный случай, когда этой награды была удостоена переводная повесть.
35. Пастернак Е., Жвалевский А. Время всегда хорошее: роман Премия «Алиса»в 2010 году за лучшее фантастическое произведение для детей и юношества
36. Патерсон К. Мост в Терабитию Автор – лауреат премии Г. Х. Андерсена за 1998 год, повесть награждена медалью Ньюбери
37. Пейвер М. Брат Волк Бестселлер 2005-2006 года в России. Номинирована на ряд премий
38. Пеннак Д. Собака Пёс. Выбор библиотекарей БЦ «Читай-город»
39. Пулман Ф. Северное сияние (Золотой компас) Чудесный нож (трилогия «Темные начала»). Премия Карнеги 2007 года
40. Ракитина Е. Похититель домофонов: сборник рассказов Лауреат Международной литературной премии В. Крапивина в 2010 г.
41. Роулинг Д. Серия книг про Гарри Поттера. Бестселлеры 21 века, большинство книг серии получили престижные награды. Автор – лауреат литературной премии им. Г. Х. Андерсена
42. Роньшин В. Детский садик №13: сборник. Книга – финалист конкурса «Заветная мечта» в 2007 г.
43. Роньшин В. Эмма Мухина, или Разгадка одного похищения.Книга – лауреат конкурса «Заветная мечта» (2008) в номинации «За лучшее произведение в жанре фантастики»
44. Сабитова Д.Цирк в шкатулке. Книга – лауреат Большой премии конкурса «Заветная мечта» (2007), второе место
45. Саксон Л.Аксель и Кри в потустороннем замке. Книга – лауреат Большой премии конкурса «Заветная мечта» (2007), третье место
46. Сочинская М. Школьная жизнь Ленчика Арбатова: сборник рассказов Книга – лауреат Малой премии конкурса «Заветная мечта» (2007)
47. Старк У. Умеешь ли ты свистеть, Йоханна?; Сикстен / Автор – лауреат особого диплома Международного жюри Премии Андерсена
48. Старк У. Пусть танцуют белые медведи Автор – лауреат особого диплома Международного жюри Премии Андерсена
49. Усачев А. Великий могучий русский язык. «Книга года» (2007) в номинации «Вместе с книгой мы растем»
50. Функе К. Король воров. Лауреат премии ассоциации французских библиотекарей
51. Функе К. Чернильное сердце. Чернильная кровь. Книга входит в «Top 10» - перечень лучших книг для подростков США
52. Чудакова М. Дела и ужасы Жени Осинкиной Книга – победитель 1 Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Алые паруса» за 2004 г. в номинации «Проза»»
Пора взросления:
1. Алексеев М.Через годы, через расстояния Литературная премия «О, Русская земля», 1 место
2. Блэк Х.Отважная. Премия Nebula Award в номинации «Детская фантастика» за 2005 год
3. Боровиков И. Горожане солнца.Книга –лауреат «Большой премии» национальной детской литературной премии «Заветная мечта» (2 место)в 2007 г.
4. Брукс Т. Эльфийские камни Шаннары (2 книга серии о Шаннаре) В 2008 году – вошел в американский список бестселлеров для подростков
5. Булычев К. Убежище. «Книга года» (2004) в номинации «Вместе с книгой мы растем»
6. Веркин Э. Кошки ходят поперек.Книга – лауреат Большой премии конкурса «Заветная мечта» (2008)
7. Вознесенская Ю. Путь Кассандры, или Приключения с макаронами Книга – победитель 1 Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Алые паруса» за 2003 г. в номинации «Проза»
8. Востоков С. Остров, одетый в джерси. Книга – победитель 4 Всероссийского литературного конкурса на лучшее произведение для детей и юношества «Алые паруса» за 2006 г. в номинации «Проза»
9. Гавальда А. 35 кило надежды. Бестселлер в России в 2007-2008 году
10. Гейман Н. Звездная пыль. В 1999 году роман был удостоен премии Mythopoeic Award. В 2008 году – вошел в американский список бестселлеров для подростков
11. Гейман Н. История с кладбищем Премия "Locus" +премия Американской библиотечной ассоциации + медаль Ньюбери (2009 г.), которая вручается за произведения для детей.
12. Гордер Ю. Мир Софии. Мировой бестселлер (3 млн. экземпляров)
13. Гуин У. Прозрение.Премия «Nebula» 2008
14. Дениженко С. Потерянные во времени. 2 место конкурса «Новая детская книга» 2010 г. в номинации «Приключения и фэнтези»
15.Джонс Д. У. Ходячий замок. Автор «обладает впечатляющим списком наград и номинаций», среди которых престижные Carnegie Medal Commended и Mythopoepic Fantasy Award. Особой популярностью пользуются цикл «Миры Крестоманси» и роман «Бродячий замок Хоула»
16. Кисилевский В. Перестройка. Книга – лауреат конкурса «Заветная мечта» (2008)в номинации «За лучшее произведение о современной жизни детей и подростков»
17. Крюкова Т. Костя + Ника =… 2006 г – премия за Лучшую детскую книгу Первого открытого конкурса «Просвещение через книгу» ( Организаторы конкурса - Издательский Совет Русской Православной Церкви и Фонд поддержки церковно-общественных проектов
18. Лавряшина Ю. Улитка в тарелке: фантастическая повесть.Международная литературная премия Владислава Крапивина за 2010 г.
19. Лукьяненко С. Мальчик и тьма. В 2010 году Премия имени Александра Грина вручена Сергею Лукьяненко, автору более 40 произведений, в том числе "Холодные берега", "Рыцари сорока островов", "Мальчик и тьма", "Спектр"
20. Лукьяненко С. Рыцари сорока островов В 2010 году Премия имени Александра Грина вручена Сергею Лукьяненко, автору более 40 произведений, в том числе "Холодные берега", "Рыцари сорока островов", "Мальчик и тьма", "Спектр"
21. Лукьяненко С. Танцы на снегу Бестселлер 2005-2006 гг.Премия немецких книгоиздателей в 2006 году
22. Максимов А. Не стреляйте в сочинителя историй. Книга – лауреат Малой премии конкурса «Заветная мечта» (2007)
23. Минаев Б. Детство Левы Книга –лауреат «Большой премии» национальной детской литературной премии «Заветная мечта» (2 место)
24. Мори К. Дочь Шидзуко "Лучшая книга для подростков", отмеченная "Нью-Йорк Таймс".
25. Мурашова Е. Класс коррекции Книга – лауреат конкурса «Заветная мечта» (2008)- третье место
26. Мурлева Ж.-К. Зимняя битва 5 французских и международных литературных премий
27. Мьевилль Ч. Нон Лон Дон Премия Locus Award, номинация «Подростковый роман» за 2008 год
28. Мюрай М.-О.Oh, boy! Книга – лауреат многочисленных литературных премий, мировой бестселлер
29. Патерсон К. Иакова я возлюбил Автор – лауреат премии Г. Х. Андерсена за 1998 год, повесть награждена медалью Ньюбери
30. Пату Э. Восток. Роман получил премию Американской библиотечной ассоциации, премию "The Ottakar's Children's Book Prise" и вошел в список номинантов "Nebraska Golden Sower Award" в области юношеской литературы за 2005-2006 год
31. Пейвер М. Брат Волк.Бестселлер 2005-2006 года в России. Номинирована на ряд премий
32. Пеннак Д. Глаз волка.Премия Marsh Award for Children’s Literature in Translation
33. Пирс Ф. Полуночный сад. Премия Карнеги за лучшую книгу для подростков, 2007 г.
35. Пулман Ф. Северное сияние.Чудесный нож.Янтарный телескоп (трилогия «Темные начала») Премия Карнеги 2007 года
34. Рейхтман Г. В. Птичий фургон.3 место конкурса «Новая детская книга» в номинации «Приключения и фэнтези»(2010г.)
35. Семенова М. Волкодав. Беляевская премия в 1996 году +премия «Аэлита» в 2005 году
36. Серов В. Из жизни о.Михаила: цикл рассказов Книга – лауреат Малой премии конкурса «Заветная мечта» (2006)
37. Старк У. Чудаки и зануды. Автор – лауреат особого диплома Международного жюри Премии Андерсена
38. Степанов А. Сказки не про людей. Литературная премия «НОС–2009» (Новая словесность – 2009)
39. Страуд Д. Врата Птолемея Премия «Мир фантастики» за 2006 год в номинации «Лучшая детская книга»
40. Тор А. Остров в море. В 1999 году Анника Тор получила немецкую литературную премию за книгу «Остров в море».
41. Уилсон Ж. Девчонки гуляют допоздна ( и другие повести) Автор – самый популярный писатель для подростков по версии библиотек Великобритании в 2000-е годы. «История Трейси Бикер» (The Story of Tracy Beaker) Уилсон оказалась самой популярной книгой десятилетия.,
42. Успенская Н., Успенская К. Игрушки для взрослых - Лауреат конкурса «Заветная мечта» (2006) в номинации «Литературный дебют»
43. Фармер Н. Дом Скорпиона: Роман Награжден “National Book Award” (в категории “Young Peoples Literature”); получил “Newbery Honor Book” и “Michael L. Printz Award Honor Book for Young Peoples Literature
44. Хеддон М. Загадочное ночное убийство собаки - Букеровская премия

45. Щерба Н. В. Часовой. Ключ для Василисы - 1 место в номинации «Приключения и фэнтези» конкурса «Новая детская книга» в 2010 г. 


    Кто позаботится о том, чтобы ребенок писал красиво, быстро и грамотно?


Научить писáть — это посложнее, чем научить читать.
Сразу оговорюсь: под умением писать я подразумеваю отнюдь не складывание отдельных слов из кубиков Зайцева. Речь идет о выработке быстрого, красивого, разборчивого и грамотного почерка. Посмотрим для начала: что нам могут предложить модные ныне методики раннего развития?
Оказывается, ровным счетом ничего. Лена Данилова, один из ведущих экспертов в области раннего развития, пишет по этому поводу следующее.
Замечено, что дети, рано научившиеся писать, попав в школу, пишут отвратительно. Учителя начальных классов из года в год твердят родителям, чтобы они не занимались со своими детьми письмом в дошкольном возрасте. И в этом они, к сожалению, правы.

Дети, обучившись в раннем возрасте письму, быстро портят почерк за счет того, что рука еще не устоялась. Даже если с самого начала буквы получаются красивые, закрепить хороший почерк как навык невозможно из-за нереальности ежедневных интенсивных занятий с малышом.
Что ж, ладно: заглянем в школу. Как обучают письму там?
Следует отметить, что школьные методики по обучению письму за последние полвека кардинально изменились. В былые времена писали пером или перьевой ручкой, причем младшие школьники пользовались, как правило, самыми дешевыми письменными принадлежностями весьма скверного качества. Если плохую перьевую ручку держать неправильно, то она просто-напросто не пишет и, к тому же, быстро ломается. Поэтому школьные учителя волей-неволей должны были следить за правильной постановкой руки каждого из учеников. Процесс обучения письму был долгим. Он занимал весь период начальной школы (три года), и, пока дети не выучивались мало-мальски сносно писать, им не слишком забивали голову правилами орфографии.
Заглавные буквы из школьных прописей писались тогда красивее, но гораздо сложнее. Да и сами прописи были устроены не так. Предполагалось, что одна книжка прописей должна прослужить несколько лет разным ученикам, поэтому там приводились только образцы для переписывания, а упражняться письму следовало не в ней, а в отдельной тетради. Тетради для первого класса тоже были другими — в частую косую линейку, которая очень облегчала написание букв, служа им дополнительной «опорой».
С тех пор качество письменных принадлежностей и качество школьного преподавания существенно изменились. Первое — в лучшую сторону, второе — в худшую. Теперь в ходу неприхотливые шариковые ручки, и учителям нет надобности правильно ставить руку ученикам. После перехода к упрощенному написанию букв стало возможным значительно сократить время на освоение каллиграфии.
Любопытно отметить, что в первом классе школы оценок теперь не ставят. Плохие оценки за плохой почерк ученики начинают получать только во втором классе, когда все занятия по прописям уже далеко позади.
Итак, каллиграфия считается пройденным этапом, и первоклашки принимаются осваивать правописание. Их обучают отыскивать в словах орфограммы. Например, ребенок пишет под диктовку: «У Маши тетрадь». По замыслу школьных методистов, он должен про себя проговаривать: «Маша — это имя человека. Значит, оно пишется с большой буквы, потому что большая буква в именах людей — это орфограмма. На конце у Маши должна стоять буква и, потому что буква и в буквосочетаниях жи, ши — это орфограмма. Буква е в слове тетрадь — это безударная гласная. Значит, это тоже орфограмма. Проверочного слова тут подобрать нельзя. Такие случаи следует проверять по орфогрфическому словарю и запоминать. На конце слова тетрадь слышится ть, а надо писать дь, потому что можно подобрать проверочное слово — тетради, — и это опять-таки орфограмма».

Где уж тут уследить за красивостью почерка! 



Два стиля письма

На днях провел одно любопытное исследование. Я научился писать перьевой ручкой в стиле «классика» — так, как наставляли меня когда-то папа с мамой: чтобы обратный конец ручки смотрел в правое плечо. До сих пор я всю жизнь писал стилем «модерн» — так, как это делает большинство человечества. «Модерн» хорош для современных письменных принадлежностей — шариковых ручек, роллеров, маркеров. Эти ручки пишут лучше всего, когда расположены торчком к бумаге. На практике, их приходится слегка наклонять вправо, чтобы видеть кончик, которым пишешь.
Но у стиля «модерн» есть один очень серьезный недостаток. Дело в том, что рука опирается на внешнее ребро ладони и согнутый мизинец. Вот из-за мизинца и возникают проблемы. Во время письма мизинец не стоит на месте, а рефлекторно повторяет движения остальных пальцев. При этом он трется о стол, и на это трение расходуется огромное количество энергии. Рука быстро устает. Стоит исписать страницу — и такое ощущение, что рука вот-вот отвалится.
И вот пару дней назад я попробовал писать «классикой». Вы знаете, ощущение такое, будто я долго-долго ехал на велосипеде по песчаной дорожке и выехал ,наконец,  на асфальт. Я почувствовал настоящее облегчение. Рука опирается на запястье и на саму ручку, обратный конец ручки смотрит в плечо, мизинец висит в воздухе и ни обо что не трется. Ну, разве что самый его кончик слегка касается бумаги. Такая манера письма не требует почти никаких механических усилий. Так можно писать сколь угодно долго — рука не устает. Да и вмятины на среднем пальце не образуется, потому что ручка давит не на палец, а на бумагу.
«Классика» идеально подходит для перьевой ручки, но плоха для капиллярной ручки , потому что ручка сильно наклонена к бумаге. Как ни странно, «классика» вполне годится для шариковых ручек и для всех их современных разновидностей. В наклонном положении эти ручки пишут лишь не намного хуже, чем торчком. Разумеется, если с наклоном перестараться, то шариковая ручка вообще перестает писать, но такого супер наклона в «классике» и не требуется.
Дети склонны к тому, чтобы вцепляться в ручку мертвой хваткой. Иногда потрогаешь у них кисть руки — и она кажется твердой, как сталь. На глаз этого может быть и не заметно. Но если ребенок пишет капиллярной ручкой, то при слишком сильном нажиме линии получаются очень толстыми, и кончик ручки быстро измочаливается. Имея такую великолепную обратную связь, ребенок начинает следить за тем, чтобы рука постоянно оставалась расслабленной.


"Модерн"











"Классика"













Прописи для начинающих

Формулируем задание 
для ребенка таким образом, что работать халтурно и наспех не будет иметь никакого смысла. Не «испиши столько-то строк», а «напиши столько-то красивых букв».


Рукописный шрифт Primo позволяет создавать прописи для первоклашек и дошкольников с любыми текстами на любой вкус
Наконец ребенок научился (в некоторой степени) выводить буквы. Что делать дальше?
Мое мнение на этот счет кардинально расходится с представлениями школьных методистов. В традиционных школьных прописях, помимо букв, имеется еще сотня-другая отдельных слов да пара десятков предложений-образцов, которые по содержательности и благозвучию примерно соответствуют знаменитому изречению: «Мама мыла раму». Но вот прописи пройдены — и скорей-скорей за орфограммы! (Можно подумать, что орфограммы — это самое большое достижение русской словесности во все времена!)
Я же считаю, что знакомство с формальными правилами правописания (а ля Розенталь) можно спокойно отложить по меньшей мере еще лет этак на пять — уже после того, как человек будет обладать легким, изящным, беглым (и грамотным!) почерком. Пока же имеет смысл сосредоточиться на отработке письма как чисто механического навыка. Для этого надо очень-очень много писать и, прежде всего, — переписывать.
При этом родителям следует иметь в виду: содержание текста для переписывания окажет немаловажное влияние на формирование ребенка как личности. Вовсе не всё равно — выходит ли из-под его пера: «Мама мыла раму», — или же: «Ветер, ветер! Ты могуч...». Когда человек переписывает Пушкина, он становится немножко Пушкиным; а если переписывать измышления скудоумных методистов, то можно ненароком заразиться их скудоумием.
На мой взгляд, для переписывания лучше всего подходят стихи хороших русских поэтов. Именно у них логичнее всего учиться русскому языку. Я установил для своих детей правило — каждый день они должны переписать пять стихотворных строчек, да при этом заодно их и выучить. Халтура не принимается. Моя инструкция звучит так:
— Твое дневное задание — написать из этого стихотворения (поэмы) пять строк подряд красиво и без ошибок. Если ты делаешь ошибку или хотя бы помарку, то тебе ничего не надо переписывать заново, ты просто продолжаешь писать дальше, — пишешь, и пишешь, — и не отрываешь свою попу от стула, пока не окажется, что ты написал пять «хороших» строчек подряд.
Как создать прописи(здесь) :




Сказки для школьной адаптации

Предлагаемые тридцать "лесных" сказок раскрывают пять основных тем для первоклассников, старших дошкольников и для учеников начальной школы: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; школьные конфликты; отношение к здоровью. Эти сказки решают дидактические, коррекционные и терапевтические задачи, развивают воображение и мышление. 
Сказки о героях из Лесной школы дети с нетерпением ждут, беседуют о поступках героев, понимают их причины, учатся прощать и любить.


Сказка первая

Жил-был Ежик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.
Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.


Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники - книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.
- Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? - спросил у Сороки Сторож-Крот. - Ведь в школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила:
- Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

- А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! - удивился Крот.

- Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок - значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! - затрещала Сорока.

- Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

- Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, - ответила Сорока.

- Это верно! - подхватил Еж. - Именно так делают настоящие школьники.
- Так наши ребята-зверята могут и не знать эти правила? - заволновался Крот.

- Придут в школу и узнают! - вновь затрещала Сорока.

- Да, - подтвердил Еж, - узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.
Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

- Пора, пора! - объявляет всему лесу клен.

- В школу, в школу! - шепчет березка.




Сказка вторая
Букет для учителя


В лесу суета, переполох. Заяц бегает целый день в поисках сумки для сынишки. Зайчонок собрался завтра в школу, а портфеля нет. Как же ему книжки да тетрадки носить? Белка обещала помочь. Она своей дочке-то портфель настоящий смастерила, с отделениями, с ремешками и кармашками.

А Медведица трудится над костюмчиком для Медвежонка. "Ведь в школу надо нарядным идти, как на праздник", - ласково приговаривала она, отглаживая белый воротничок у рубашки.

Лисичка волнуется: "Надо Лисенка помыть, расчесать, красиво и аккуратно хвостик уложить, а его все нет, все где-то с Волчонком играет!" 

Но Лисенок, Волчонок, Медвежонок вместе с Белочкой и Зайчонком занимались важным и нужным делом. Наши будущие первоклассники в лесу собирали букет для своего учителя. Собирали и разговаривали. 

- Ой, Белочка, как же ты будешь в школе учиться? Ты все прыгаешь да прыгаешь, - волновался за подружку Лисенок. 

- Не знаю, - ответила Белочка, - я действительно не могу усидеть на месте спокойно. 

- Ничего, - успокоил ее Зайчонок, - там, говорят, перемены будут, вот на них и попрыгаешь. 

- Перемены? - удивился Волчонок. - А мне папа говорил, что в школе будут уроки, на которых будем учиться, узнавать что-то новое. 

- Это правильно! - поддержал друга Медвежонок. - Для этого мы в школу-то и идем. 

- Да, но все время учиться, долго сидеть за столами мы не сможем, устанем, - объяснял Зайчонок, поэтому придумали перемены, где можно отдохнуть, поиграть. 

- Поживем - увидим, - проворчал Медвежонок, - а сейчас давай цветы самые красивые выбирать, чтобы Учителю-Ежу понравились. 

- А какой он - учитель? - поинтересовалась Белочка. - Добрый он или злой? 

- Не знаю... - размышлял Волчонок. - Самое главное, мне кажется, чтобы он был умным, чтобы много знал и умел. 

- А я хочу, чтобы добрым был, - продолжала Белочка, - чтобы все разрешал. 

- Представь себе, что тогда за уроки будут! - удивился Лисенок. - Одному разрешили кричать, другому скакать, а третьему в игрушки играть! 

Все ребята-зверята весело засмеялись. 

- Мне хотелось бы учителя доброго, но строгого и справедливого, чтобы смог понять и простить, по мочь в трудную минуту и чтобы на уроке с ним было интересно, - закончила свои рассуждения Белочка. 

- Да, это было бы хорошо... - подтвердил Медвежонок. 

- А мне кажется, что каждому из нас свой учитель мечтается, - тихо произнес Зайчонок. 

- Ты что-то загрустил, Зайчонок, боишься? - удивился Волчонок. - Смелее! Пусть будет учитель такой, какой он есть, а не выдуманный! 

- А мне мама говорила, что в учителя идут только те, которые любят детей и хотят их многому научить! - воскликнула Белочка. 

- Ой, ребята, смотрите, какой у нас большой и красивый букет получился! - обрадовался Лисенок. 

"Наверное, нашему учителю будет очень приятно!" - подумали завтрашние первоклассники.


Сказка третья
Смешные страхи
Наступило первое сентября. Каждому ученику понятно - в этот день дружно идем в школу! А для первоклассников - это особенный день: день знакомства со школой, с учителем, с классом. 

Солнышко улыбалось нашим первоклассникам, еще теплый ветерок подгонял их в пути. 

Аккуратные, красивые, с настоящими портфелями и с ярким букетом цветов приближались они к Лесной школе. 

Около школы учеников встречал Учитель-Еж. Он внимательно рассматривал каждого ученика и добродушно улыбался. Букет ему очень понравился, Еж оценил старания ребят. "Спасибо!" - произнес Учитель, и его глаза засветились веселыми огоньками.
Сорока шумно приветствовала учеников звонком, который эхом разнесся по всему лесу. 

- Прошу всех пройти в класс и выбрать парту, где вам будет удобно учиться! - торжественно произнес Еж. 

Первоклассники осторожно проследовали за учителем, но, увидев светлый класс, осмотрелись и смело нашли себе подходящее место. 

- На первом уроке сегодня мы будем знакомиться, - спокойно произнес Еж. - Вы расскажете, как вас зовут, чем любите заниматься. 

Каждый из учеников рассказывал о своих любимых играх, мультиках, книгах и даже о любимых сладостях. Только Зайчонок ничего не рассказывал. Он сжался в комочек и спрятался за парту так, что выглядывали одни дрожащие ушки. Еж не сразу обратился к нему, подождал, пока все ученики выскажутся. 

- А как тебя зовут? И чем ты любишь заниматься? - прозвучало над заячьим ушком. 

- Я? Не-не-не знаю! - дрожащим голосом прошептал Зайчонок. 

- Кто тебя так напугал? - забеспокоился Учитель. 

- Бра-братишка... - ответил Зайчонок, - он сказал, что в школе меня проучат как следует, да еще будут наказывать хворостинками. 

Все первоклассники рассмеялись. 

- А что еще рассказывал твой братишка про школу? - продолжал спрашивать Еж. 

- Он говорил... - уже смелее произнес Зайчик, - что у Вас очень острые иголки и что непослушных учеников Вы больно ими колете. 

Еж, все ученики и даже сам Зайчонок дружно смеялись. 

- Да, твой братишка - фантазер! - с улыбкой сказал Учитель-Еж. - Наверное, ему не хотелось отпускать тебя в школу, потому что не с кем будет играть. Вот он и придумал эти страшилки. 

- Наверное... - уже спокойно отвечал Зайчонок, - еще он обиделся на меня за то, что я научился лучше его прыгать и бегать. 

- А ты любишь бегать и прыгать? - уточнил Учитель. 

- Очень! - радостно ответил Зайчонок. 

- Очень хорошо! Значит, ты будешь на физкультуре лучшим учеником! А на перемене поможешь организовывать подвижные игры для отдыха. 

После этих слов Учителя прозвенел звонок с урока, и Еж пригласил ребят в коридор отдохнуть. 

Первоклассники с улыбкой выходили из класса, а Зайчонок уверенно шагал впереди всех.


Сказка четвёртая
Игры в школе.

На перемене ребята-зверята успели рассмотреть школу и поделиться с друзьями своими впечатлениями. 

- Да, попрыгать-то здесь особенно негде! - произнесла Белочка. 

- Почему? - возразил Волчонок. - А стулья и столы в классе? Как раз для прыжков пригодятся. 

Белочка обрадовалась находчивости Волчонка. Вместе они устроили настоящие гонки с препятствиями по всему классу. Когда прозвенел звонок на урок, игра была в самом разгаре.
Возбужденный и всклокоченный Волчонок не сразу заметил Учителя. А когда остановился, то с удивлением оглянулся на своих товарищей. Белочка тоже не могла понять, в чем дело. Остальные ученики стояли около своих столиков и растерянно смотрели на беспорядок в классе. 

- Да, повеселились... - спокойно произнес Еж. - А звонок на урок уже прозвенел! 

- Я не слышал! - сказал запыхавшийся Волчонок. 

- И я не слышала... - прошептала Белочка. 

- Белочка и Волчонок, поставьте, пожалуйста, столы и стулья ровно, - попросил Учитель. 

Когда порядок в классе был восстановлен, учитель объявил урок математики. 

Еж предложил ребятам познакомиться с учебником, с тетрадкой в клетку. В тетради надо было выполнить первое задание: сосчитать и нарисовать фигуры. Все справились быстро, только Волчонок с Белочкой не поняли задание. 

А когда Белочке стало совсем скучно, она достала из портфеля орешки и принялась их рассматривать, играть. 

- Как у тебя получилось, Белочка? - обратился к ученице Еж. 

- А я ничего не смогла сделать, - произнесла Белочка, спрятав орешки в парту. 

- Но ведь сейчас Заяц еще раз подробно объяснял задание! Ты не слышала? 

- Нет! - призналась Белочка. - Не слышала... 

- А что же ты делала? - поинтересовался Еж. 

- Я играла с орешками, - честно призналась Белочка. 

- Ну что же, пришло время для разговора об играх в школе, - обратился Еж ко всему классу. - Играть в школе можно, но давайте вместе подумаем, когда играть, где, как и в какие игры, - продолжал Учитель. 

- Можно прыгать и бегать! - радостно предложил Волчонок, который еще находился под приятным впечатлением от игры с Белочкой. 

- Можно, - согласился Еж. - Но только на спортивной площадке или в физкультурном зале. А в классе или в коридоре от таких игр могут произойти неприятности. Какие, ребята? 

- Испачкаются, сломаются столы или стульчики! - ответил Лисенок, лапкой нежно поглаживая свою парту. 

- Больно ушибутся сами ученики или ударят кого-то нечаянно! - забеспокоился Зайчонок. 

- Да, это верно! А еще? После таких игр трудно сразу успокоиться и на уроке ученик становится рассеянным, ему трудно понимать, слушать! - подсказал ребятам Еж. 

- Это точно, - согласились Волчонок и Белочка, но вместе добавили: - Но во что же нам играть во время отдыха на перемене? 

Все задумались. И Еж думал вместе с ребятами. 

- Можно играть в настольные игры, в шашки, в шахматы? - спросил Медвежонок. 

- Конечно, можно! Но если долго сидишь на уроке, а потом сидишь еще и на перемене, спина будет уставать. Да и подвигаться для организма полезно, - объяснял Учитель. 

- А может быть, нам сделать теннисный стол в коридоре и устраивать соревнования? - предложил Заяц. 

- И еще повесим на стенку цветной круг и будем бросать в цель маленькие мячики на липучках! - размечтался Лисенок. 

- Молодцы, ребята! Здорово придумали! - похвалил Учитель. - Так мы и сделаем. А есть и другие интересные и нешумные игры: "Ручеек", "Тише едешь - дальше будешь", "Путанка" и другие. Я обязательно вас с ними познакомлю. А во что можно играть на уроке? 

- На уроке не играют, а учатся! - важно произнес Медвежонок. - А то весь урок пропустишь! Как же тогда узнавать новое? 

- Правильно, Медвежонок! - согласился Еж. - Но есть игры, которые помогают лучше усвоить, закрепить урок. И я тоже буду вас с ними знакомить. 

А игрушки на уроке сильно отвлекают самого ученика и его товарищей. Поняла, Белочка? 

- Да, - тихо произнесла она. - Я больше не буду, извините меня, пожалуйста. 

- Конечно, мы тебя извиняем, а на ваших ошибках сегодня все научились правильно играть и отдыхать в школе. 

Прозвенел звонок с урока. Ребята-зверята дружно стали устанавливать теннисный стол в коридоре. А Еж научил всех новым играм. 

Так весело и интересно прошел первый день в Лесной школе.

Сказка пятая
Школьные правила

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.

- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

- "Правило" - значит делать правильно" - подвел итог Медвежонок.

 Молодцы! - похвалил всех Учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

- Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.

- Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.

- Неприятности никто не любит, - подтвердил Учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

- Как у Вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.

- А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

Конечно, согласны! - хором ответили ученики.

- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.

Правило первое:
В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!

- Отлично, Лисенок!

Второе правило потруднее:
До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

- Можно я попробую? - предложил Зайчонок. -
До звонка ты приходи
И порядок наводи!
По звонку все дружно в ряд
Ждут учителя, стоят!

- Молодец, Зайчонок!

Третье правило:
Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой.
Береги его покой.
На уроке тишина.
Руку поднимай тогда,
если хочешь отвечать
или важное сказать.

- Очень хорошо, Медвежонок!

Правило четвертое:
Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

- Это легко! - воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.
Кто-то знает, кто-то нет.
Отвечает только тот,
Кого учитель назовет.

- Превосходно! Да вы как настоящие поэты сочиняете! Еще попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо:
Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

- Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,
Приготовься отдыхать:
Можешь с другом прогуляться,
Можешь тихо поиграть,
Подготовь к уроку все,
Чтоб училось нам легко!

- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже. А сейчас первое домашнее задание.

Да, в школе задают задания на дом для того, чтобы лучше понять учебный материал, научиться работать самостоятельно, без учителя, без родителей.

Итак, задание такое: придумать стихи про правила поведения за столом, на дороге, в транспорте, в гостях или в других местах. Удачи вам, ребята!

Сказка шестая
Собирание портфеля
После школы все ученики добросовестно выполнили домашнее задание, сочинили стихи-правила. Белочка решила нарисовать свое правило питания в альбомчике. Рисунок получился удачным: цветными карандашами был изображен чистенький первоклассник за столом, он правильно держал ложку, локти и салфетку, а его ротик был закрыт. Белочка немного полюбовалась своей работой. Потом она убрала альбом в портфель и побежала играть с друзьями в лесу...

В школе учитель проверял домашнее задание. Ребята порадовали учителя своими ответами. Только Белочка еще не показала свой рисунок. Она не могла найти альбом в своем портфельчике.

- Может быть, ты расскажешь свое правило, Белочка? - предложил Еж.
- Но мне без рисунка трудно будет вспомнить стишок! Сейчас найду! Я ведь его точно положила! - чуть не плача произнесла Белочка.

- Хорошо, давайте поможем Белочке! - обратился к ребятам Учитель.
Заяц и Волчонок стали помогать ей, вытаскивать все содержимое портфеля на парту, чтобы быстрее найти пропажу. Чего только не было в портфеле у Белочки. Кроме школьных предметов на парте лежали орешки, веточки, бантики, цветочки, фантики от конфет и даже сухие грибы. Еж и ученики с интересом смотрели на все эти сокровища.

- Ой, вот он, мой альбомчик! - обрадовалась находке Белочка.

- Ну, что же, покажи всем, Белочка, свой рисунок, - улыбаясь, произнес Учитель.

Белочка похвасталась своим произведением, прочитала стишок, но вместо ожидаемого восторга почему-то увидела удивление. Дети продолжали рассматривать "раскопки".

- Что вы так смотрите? - обратилась к товарищам Белочка.

- Как же у тебя все это поместилось в школьном портфельчике? - спросил Медвежонок.

- А мне мама пришила много кармашков на портфель, вот поэтому все и влезло! - продолжала хвастаться Белочка.

- Да, твоя мама потрудилась на славу, чтобы дочке удобно было раскладывать школьные предметы по отделениям, по назначениям: ручки в один кармашек, тетрадки в другой, книжки в третий... - пытался объяснить ученице Еж.

- А зачем их так раскладывать? Можно ведь и по-другому: школьные вещи в один кармашек, орешки в другой, конфетки в третий... - продолжала настаивать на своем Белочка.

- Конечно, можно раскладывать и так, но сколько времени мы потратили на поиск твоего альбома?! - возразил Учитель.

Белочка немного задумалась. А Еж обратился ко всему классу:
- Ребята, а как вы собираете свой портфель, чтобы было удобно готовиться к урокам?

- Я тетрадки и учебники убираю вместе, - поделился своим опытом Волчонок.

- А когда ты их кладешь в портфель или вытаскиваешь, тетрадочки, наверное, сминаются? - предположил Учитель.

- Да, сминаются, - подтвердил Волчонок.

- А я раскладываю все по порядку, по кармашкам, чтобы тетрадочки лежали отдельно, учебники отдельно, карандаши и ручки в другом кармашке, - рассказывал Заяц.

- Это правильно, - похвалил его Учитель. - Ведь нам школьные предметы будут нужны долгое время, поэтому, чтобы их сохранить такими же красивыми, о них приходится заботиться.

- Как это заботиться? Они же не живые! - поинтересовалась Белочка.

Правильно раскладывать, одевать в обложечки, вовремя ремонтировать, лечить. Заботиться, ухаживать за вещами необходимо так же, как за живыми существами, тогда они будут верно нам служить. А если мы будем к своим вещам равнодушны, то они могут убежать, как посуда в сказке "Федорино горе".

Ребята засмеялись, но потом с грустью посмотрели в свои портфели.
- Я не хочу, чтобы мой портфельчик убежал! - произнес Лисенок.

- И я не хочу! - прошептали все ребята.

- Тогда будем ухаживать, заботиться о своих портфелях, не обременять их лишними вещами, - завершил разговор Учитель.


На перемене каждый ученик проверил свои вещи в портфеле, разгладил смятые листочки в тетрадках, поточил карандашики, распределил все по отделениям.

Сказка седьмая
Белочкин сон


Белочка целый вечер наводила порядок. Она перебирала школьные предметы и распределяла их по отделениям. Когда из портфеля ей удавалось извлечь игрушку или что-нибудь веселенькое, то Белочка забывала о своем серьезном деле и увлекалась игрой. Потом она вновь возвращалась к скучному занятию, но скоро ей это надоело, она с раздражением бросила портфель и воскликнула: 

- Все, не хочу больше такого порядка! Пусть все будет, как было! Мне так больше нравится! 

Повеселевшая от принятого решения, Белочка еще немного поиграла, пролистала книжку с яркими картинками и легла спать. 

И снится нашей Белочке сон... 

Тихо и осторожно вылезает из портфеля карандаш и чихает: 
- Чхи, чхи, чхи! Ну надо же меня так засунуть, что я чуть не задохнулся! На самое дно запрятала! 

- Это еще что? А я одним листочком в учебнике математики лежу, а другим - в русском языке! - пожаловалась тетрадка. 

- Ха, удивили! - воскликнул ластик. - Посмотрите на меня! Я весь грязный, мною с платья липкую конфетку стирали! 

- А ведь портфель - это дом для школьных предметов, - проворчали учебники. 

- Не ожидала, что буду рядом с такими соседями, как грибы и всякие безделушки! - простонала шариковая ручка. 

- Ничего! Терпите! Тоже мне важность - школьные предметы! - ответил крупный сушеный гриб. 

- Мы красивее и веселее вас, хоть и "безделушки", - с обидой пропищали бантики. 

- Нас хозяйка больше всех любит! - продолжали орешки. 

- Ах, это правда! - в один голос произнесли школьные предметы. - Если бы она нас любила, то по-другому относилась бы. 

- Так может быть, пойдем искать другую школьницу или школьника, которые будут заботиться о нас, - предложил портфель. 

- Наверное, это правильное решение! Собираемся в дорогу, - предложили учебники. 

- Стойте! Возьмите и меня с собой! - взмолилось платье. - Когда меня только купили, я еще Белочке нравилось, а сейчас... 

- И нас возьмите, пожалуйста! - попросили игрушки. - Нас она тоже не любит, мы сломаны и разбросаны. 

- В путь!!! - скомандовал портфель. - Если мы не нужны Белочке... 

- Нужны! Нужны! - закричала Белочка, вскакивая с кровати. - Прошу вас, останьтесь! Я о вас буду заботиться, любить! Простите меня, пожалуйста! 

В комнате было тихо. Все вещи разбросаны по углам, портфель лежал на боку, из него вывалились тетрадки, учебники, ручки, карандаши. 

"Неужели мне это приснилось? - подумала Белочка. - Или все произошло на самом деле?!" 

Белочка растерянно оглядывала свои вещи, а потом осторожно, нежно стала их убирать на свои места, шепча и приговаривая: 
- Милые мои, хорошие, останьтесь, я буду вас убирать, ухаживать. Мне без вас очень, очень плохо... 

Закончив уборку, Белочка вернулась в кровать. 

Утром, когда мама Белочки вошла в детскую комнату, очень удивилась: 
- Что произошло? Такого порядка я у тебя, доченька, никогда не видела! 

- Мамочка! Я поняла, что вещи надо тоже любить! - улыбаясь, 
произнесла Белочка. 

И ей показалось, что вместе с ней улыбался портфель со школьными предметами.

Сказка восьмая 
Госпожа Аккуратность

В школе Белочка рассказала друзьям свой сон. Первоклассники весь день ходили под впечатлением. 

- А я думаю, - предположил Заяц, - что это Белочке не приснилось, а все было на самом деле. 

- Наверное, когда она крикнула, то все вещи остановились, притворились неживыми, неговорящими, - рассудил Лисенок. 

- На всякий случай я буду более внимательным к своим вещам, - с опасением проговорил Медвежонок. 

- Уж лучше лишний раз убрать, чем потом остаться без портфеля и школьных предметов, - подтвердил Волчонок. 


В этот день Учитель похвалил всех учеников за аккуратность. 
- Молодцы, ребята! И в тетрадях, и на партах, и в портфелях у вас полный порядок! Пора поиграть в "Госпожу аккуратность". 

- А кто она такая? - удивилась Белочка. 

- Давным-давно в старинном замке жила-была самая аккуратная женщина на свете. Из разных мест к ней спешили родители со своими мальчиками и девочками. Только этой Госпоже удавалось приучить их к аккуратности во всем. Блестели от чистоты и порядка школьные принадлежности, тетрадки, одежда, игрушки, прически и прочее, прочее, прочее. Ее называли "Госпожа Аккуратность", она была волшебницей и умела превращать всех в чистюль. Однажды к Госпоже Аккуратность обратилась злая колдунья Лень с просьбой раскрыть ей свой секрет. Колдунья хотела помешать доброму делу. "Пусть все люди станут грязнулями, будут больше радовать меня!" - рассуждала Лень. Но Госпожа Аккуратность улыбнулась и ответила: "Все свои секреты я уже рассказала мальчикам и девочкам, они помнят и хранят их, передают своим детям". Тогда колдунья Лень решила заколдовать всех людей, чтобы они забыли секреты аккуратности. И люди стали лениться. Но все же каждый мальчик или девочка помнили один из секретов Госпожи и могли научить своих друзей и знакомых. 

С той поры люди играют в игру "Госпожа Аккуратность", и я вас сейчас научу играть в нее, - обратился Еж к ребятам. - В коробочке лежат маленькие листочки бумаги с секретными вопросами. По очереди, отвечая на каждый вопрос, мы сможем найти помощников "Госпожи Аккуратвости" среди вас. Вы готовы? 

- Конечно, готовы! - ответили школьники. 

- Первый секрет "Чистого тела". Кто знает, как умываться, мыть руки и чистить зубы? - прочитал записку Учитель. 

- Я знаю и смогу научить других! - воскликнула Белочка. - И она рассказала, как это делать правильно. 

- Будешь нашей помощницей, - объявил всему классу Еж. - А вот другой вопрос из коробочки: кто знает секрет "Чистых вещей"? 

- Это мой секрет! - обрадовался Медвежонок. 

- Я много раз помогал маме чистить, стирать, гладить и убирать вещи в шкафчик. Могу это делать сам и научить других. 

- Хорошо, и ты будешь нашим помощником, Медвежонок! А вот других помощников, хранителей секретов "Чистой тетради", "Чистой парты" и "Чистого портфеля", позвольте объявить мне. И я предлагаю полюбоваться тетрадочкой Зайчонка, портфелем Лисенка и партой Волчонка. Вы согласны стать нашими помощниками? 

- Мы будем рады! - согласились ученики. 
- Тогда слушайте и запоминайте! Все помощь
ники в школе называются дежурными. Они помогают учителю и ученикам, стараются быть внимательными и вежливыми. А самое главное, замечания своим товарищам и советы произносят шепотом. 

- Конечно, чтобы не услышала колдунья Лень! - догадался Лисенок. 

Учитель улыбнулся и продолжил: 
- Наши помощники-дежурные всю неделю трудятся, обучают своим секретам. А в конце недели, в пятницу, назначают новых дежурных, новых хранителей секретов Госпожи Аккуратности. 

- А как же мы сможем узнать новых помощников? - спросил Лисенок. 

- Правильно, Лисенок, у помощников будут значки. И сейчас я их достану из коробочки и приколю к одежде каждого дежурного. 

Все школьники приготовились к этому торжественному моменту. 

В классе зазвучала музыка и Учитель прикрепил значки помощникам. 

Гордые, радостные школьники всю перемену разглядывали рисунки на значках. Оказалось, что они все разные. На одном значке была нарисована щетка с курточкой; на другом - мыло с полотенцем; на третьем - тетрадочка; на четвертом - парта; а на пятом - портфель. 

Ребята-зверята, конечно, догадались, что за секреты скрывались за этими рисунками, какому помощнику они принадлежали.


Сказка девятая
Жадность

Целый месяц прошел после назначения дежурных помощников. И наши первоклассники старались изо всех сил, чтобы научиться секретам Госпожи Аккуратности. У многих это чудесно получалось! Школьники стали очень бережно относиться к своим вещам! У некоторых учеников бережливость стала проявляться слишком сильно, и даже обидно для окружающих.

- Не бери мой карандаш, ты его сломаешь! - кричал на Зайчонка Лисенок.

- А я не дам тебе свою линейку! - отвечал Зайчонок.

- Мне не нравится, что ты садишься на мой стульчик, испачкаешь! - ворчала Белочка на Волчонка.

- Не прикасайтесь к моему костюмчику! - отгонял от себя своих друзей Медвежонок во время игры.

Учитель-Еж наблюдал за этим явлением, недовольно покачивая головой.

- Ребята, вам пора лечиться! - обратился он к школьникам.

- Но мы ведь все здоровы! - удивились ученики.

- К нам в школу прилетел вирус жадности. Это двоюродная сестра Лени, колдунья Жадность, наверное, прислала его к нам, чтобы всех поссорить.

- А что же теперь делать? Как лечиться? - заволновались ребята.

- Есть одно средство, про которое мне рассказала фея Доброта, - ответил Еж. - Это добрые поступки, только ведь не все знают, что это такое.

- Это когда делаешь что-то приятное своему другу, - предположил Зайчонок.

- Или своей маме, - продолжала Белочка.

- Или учителю, - тихо произнес Волчонок.

- Или себе, - важно вставил Медвежонок.

Все ученики рассмеялись.
- Каждый из вас в чем-то прав! Но не полностью,а частично! Ведь добрые поступки приятны всем окружающим и себе тоже. Если мы помогаем другу обидеть кого-то, то это уже не добрый поступок, а злой. Если мы отдаем единственную ручку товарищу, который все позабыл дома, а сами не сможем писать на уроке, то это тоже не добрый, а глупый поступок. Поэтому добрые поступки трудно совершать. Но самый первый шаг на пути к доброму поступку - это
услышать просьбу о помощи.

- А второй шаг? - спросили ребята.

- Второй шаг - это стремление помочь, но предварительно подумав, как это сделать быстро и удобно для всех, - ответил Учитель.

- Но как же быть с единственной ручкой? Если другу она нужна, а у меня другой нет, ему следует отказать в помощи? - волновался Волчонок.

- Можно дать ему карандаш, - подумав, ответила Белочка.

- Или обратиться вместе с ним к другим ученикам, наверняка, есть у кого-то запасная ручка, - предложил свой вариант Лисенок.

- А я бы отдал свою единственную ручку другу, а то меня будут считать жадиной, - грустно произнес Зайчонок.

- Как вы думаете, ребята, обрадовался бы друг, если у Зайца из-за него были бы неприятности? - спросил Учитель.

- Если он настоящий друг, то сам бы отказался от такой жертвы, - ответил Медвежонок.

Все ученики задумались.
- Но как же быть с жадностью? - задал вопрос Зайчонок.

- Если каждый из вас будет думать о добрых поступках и стремиться их совершать, то жадность быстро исчезнет, и вы будете снова здоровыми, - ответил ученикам Еж.

- Но я очень беспокоюсь за свои вещи, потому что тружусь, стараюсь, а вдруг кто-нибудь сломает или потеряет, - продолжала волноваться Белочка.

- Это называется бережливостью, а не жадностью, - объяснил учитель. - Но если к вам обратились с просьбой и вы делитесь своими дорогими и любимыми вещами, попросите быть аккуратными с ними, и вашу просьбу тоже выполнят.

- А если не выполнят, сломают, например, нечаянно? - беспокоилась Белочка.

- Тогда вспомним наше правило: "Кто ломает, тот и чинит. Кто теряет, - покупает", - напомнил всем Волчонок.

- Да, чуть не забыл, чтобы вылечиться от жадности, старайтесь каждый день совершать не менее трех добрых поступков! Так мне сказала Фея, - вспомнил Учитель.

- А делиться угощеньями - это тоже добрый поступок? - спросил Волчонок.

- Конечно! И мы продолжим наш разговор о добрых поступках, а сейчас нам пора завтракать! - ответил Учитель.

Сказка десятое
Волшебное яблоко (воровство)
В Лесной школе на завтрак давали вкусные, сочные красные яблоки. Все ребята-зверята яблоки съели, а Волчонок положил свое в портфель: "Моя мама очень любит сладкие фрукты. Угощу свою мамочку", - подумал Волчонок.

Когда закончились уроки, ученики стали укладывать в портфель книжки и тетрадки. Волчонок, положив книжки, решил полюбоваться подарком для мамы. Но где же яблоко? Он стал искать его в портфеле, в парте, около парты... Нигде нет!

Со слезами на глазах Волчонок спрашивал у своих друзей: "Вы не видели мое яблоко?"

- Нет!

- Нет! Нет! Не видели! - отвечали ученики.

Волчонок заплакал.

Это заметил учитель Еж.

- Что случилось? - спросил он.

- Пропало яблоко, - ответили ребята.

- Я его... хотел... маме... подарить... Она очень любит, - всхлипывал Волчонок.

Еж понял, в чем дело:

- Да, плохо, что кто-то яблоко взял и съел. Но еще хуже, что яблоко-то было не простое, а волшебное. Да, да! Оно ведь было приготовлено для мамы в подарок от чистого сердца. А тот, кто такое яблоко съест, тот ослепнет, оглохнет и у него отвалится хвост.

Звери с испугом смотрели то на Учителя, то друг на друга.

- Что? Что? - спросил Лисенок. - Подойдите поближе, я плохо вижу! У меня хвост еще не отвалился? Это я съел яблоко.

Все ребята-зверята поняли, что это сделал Лисенок. Они были рады, что он сознался.

А Лисенок плакал. Ему было очень стыдно.

- Прости меня, Волчонок! Я очень люблю такие сладкие фрукты. Не удержался, - сказал Лисенок.

Волчонок простил друга.

На следующий день в Лесной школе на завтрак давали оранжевые, вкусно пахнущие апельсины. Лисенок очень их любил. Он понюхал свой апельсин, потрогал упругую кожицу и протянул Волчонку:
- Это для твоей мамы!

- А ты? - спросил Волчонок.

- Я потерплю, - прошептал Лисенок.

Волчонок положил апельсин в портфель для мамы.


А свой завтрак разделил поровну. Одну половину апельсина взял себе, а вторую отдал другу.




Комментариев нет: