Повторяем состав слова.
Корень
Повторяем правописание
разделительного Ь и Ъ знаков
Приготовься писать под диктовку:
Карточка №1:лист..я, друз..я, об..едки, сирен...ю, прут...я, раз...яснил, дерев...я, лен...ю, под...езжать, птич...и, коз...и, под ел..ю, рыб...и, волч...и, собач...и, в...езд, ул...и, цеп...ю, об...явление, медвеж...и, медал...ю, раз...единить, стал...ю, заяч...и, рож...ю, от...ехал, ворон...и, белич...и, об...ятия, гост..ей, с...язвил, дич...ю, клоч...я
Карточка №2:
ш...ёт, об...едение, ладон...ю, б...ёт, под...ехал, лист...ями, изгород....ю, с...езжать, Соф..я, Дар...я, с...езд, суч...я, Дем...ян, Тат...яна, с...ёжились, Натал...я, руж...ё, площад...ю, печ...ю, от...езд, сол...ю, ел...ю, п...ёт, Ул...яна, Васил...евич, попрыгун...я, п...еса, сер...ёзный, Юр...евич
Диктант.
Платье из ателье
На двери нашего подъезда висит объявление. Ателье шьёт костюмы и платья. Ниже объяснение, как подойти или как подъехать к ателье. Марья Васильевна заказала себе платье.Прошла неделя. Марья Васильевна пришла в ателье. Предъявила квитанцию. Ей выдали платье. Она примерила. Ни одного изъяна! Какое уменье шить! Для такого уменья нужно долгое ученье.
Во дворе
Мы съели пирог. На земле остались крошки. куры все подъедят. Вот лежит жирная свинья. Она съест любые объедки. У нее вольготное житьё.Во двор въехала машина. Это приехали наши родители. Они заключают нас в объятия. Котенок Демьян прижал ушки и съежился. Папа поднял его и гладит. Демьян мурлычет от счастья. Папа для котенка, как подъемный кран.
Съезд
Вчера в нашем дворе был съезд любителей грибов. На съезде объединились две группы. Группа любителей съедобных грибов и группа любителей несъедобных грибов. Руководители заключили друг друга в объятия. Это друзья Кирилл и Степан. Председатели разъяснили собравшимся их обязанности.
Предъюбилейный день
К нашему подъезду подъехала машина. Приехали дедушкины братья Яков Ильич и Леонид Ильич. Завтра у дедушки юбилей. Сегодня предъюбилейный день. Мы встречам гостей. Они заключают нас в объятия.Подъем на лифте на десятый этаж. Вот и наше жильё. Дедушка очень рад. Все садятся на стулья с мягкими сиденьями. Идёт разговор о здоровье, о житье- бытье.
Зимнее ненастье
В этом году январь очень холодный и снежный. Каждый день с небес летят белые хлопья. Все покрыто сверкающей белой скатертью.Вчера денек был ненастный, с метелью. Воздух был полон снежной пылью. Фонари тускло светили сквозь пургу. Прохожие съежились от холода. Двери подъездов открывались с трудом. На проезжей части снег перемешивался с грязью. Заносы стали серьезной проблемой для водителей. На городских улицах было затишье.
Ненастье продолжалось и ночью. Потом ветер и снегопад прекратились. Сквозь клочья облаков проглядывала луна.
Диктанты для 3 класса ( 1 четверть)
Двор чист
Лучи весеннего солнца быстро съедали снег. У подъезда остался небольшой сугроб. От него бежали ручьи. У крыльца появилась большущая лужа.В субботу ребята вышли во двор. В руках у них были лопаты и мётлы. Они собрали сухие ветки, листья, разбросали сугроб. Подъехала машина. Она забрала весь мусор. Двор чист. Зеленая дымка на деревьях сообщает о приходе весны.
На реке
Хорошо летом на реке! Раннее утро. На берегу под старыми ивами сидят рыбаки. Под корягами ходят стайки мальков. От воды поднимается легкий туман. Гибкие ветки деревьев висят над ее зеркальной поверхностью. Луч солнца играет на листьях, на воде.Наступает день. К реке бегут ребятишки. Тут чудесный пляж. Купание освежает. Детвора лежит на песке под теплым солнышком.
К вечеру все затихает. Ночью река засыпает.
Праздник леса
Школа объявила праздник леса. В субботу ребята собрались у подъезда школы. Каждый принес лопату и ведро. Подъехала машина. Она привезла саженцы. Школьники обсадили деревьями соседний пруд. Они озеленили спортивную площадку. Осенью ребята посадили молодые ёлочки по сторонам полевой дороги. Все деревца стали весело расти. Теперь они будут защищать дорогу от снега.
В вековом лесу
За маленькой деревней простирается вековой лес. Здесь лиственные и хвойные деревья уживаются друг с другом. Они помогают друг другу выжить. Вот величественные сосны в окружении редкого кустарника. Опавшая хвоя устилает землю мягким ковром. Запах хвои разносится далеко по округе.
Удивительная тишина леса завораживает. Только изредка дрозд на еловой макушке высвистывает лениво и звонко. Свистнет, прислушается, а в ответ ему тишина.
Март
Март- первый месяц весны. На холодной земле еще лежит снег. Но уже ослепительно светит солнце. Под его лучами начинается таяние снега. В лесу вокруг деревьев протаяли воронки. На буграх появились первые проталины. В полях журчат еще очень маленькие ручейки. На лесной опушке уже слышатся птичьи песни. Перелетая с ветки на ветку, распевают синицы. Звонко отстукивает клювом о сухое дерево дятел. В конце марта начнут возвращаться домой перелетные птицы.
Дружная работа
Наступила весна. Солнце льет на землю свет и тепло. Хорошо в школьном саду. Белые цветы распустились на вишнях и яблонях. На березках видны первые душистые листочки.
Много работы весной в саду. Мальчики очистили дорожки, сгребли сухие листья и сучья. Девочки побелили деревья. Радостные и довольные вернулись ребята домой.Хорошо они потрудились.
Бобры
Зимой нашел я на лесной речке бобровую хатку. Ее всю замело снегом. Стоит она как большой сугроб. На верху хатки снег подтаял. Вокруг много волчьих следов. Видно, приходили волки и ушли. Только поцарапали хатку когтями. Хатка обмазана грязью, а грязь на морозе обледенела.
Весной бродил я с ружьем и решил посмотреть на бобров. Я добрался до хатки. Вдруг из хвороста выскочила маленькая птичка и ну стрекотать. Услыхали ее крик бобры и уплыли.
Грамматическая основа предложения
Диктанты повышенной сложности 3 класс
Имя существительное
(по книге Ахременковой " К пятерке шаг зашагом")
Занятие 22
Имена существительные — это слова, которые
обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? или что?: корова, дерево, язык.
1. Укажите, какие слова относятся к именам
существительным, какие к прилагательным, а какие — к глаголам.
·
волк (сущ.)
·
серый (…….)
·
лежит (……)
·
каркает (……)
·
петух (……)
·
зелёный (……)
·
сапог (………)
·
гусь (………)
·
крякает (……)
·
ключ (…….)
·
летает (…….)
·
собака (……..)
2. Допишите в каждом предложении одинаковые приставки
и предлоги.
Медведь в лесу влез
на дерево. Воробей …скакал … дорожке. Мама …тёрла пыль … мебели. В лесу дети …брели …
зайчонка. … машины …прыгнул котёнок. … города путешественники …ехали за два
дня. Ученики …шли работать в сад … узкой тропинке. В борьбе … первое место
спортсмены …воевали чемпионский титул.
3. Вставьте двойные согласные.
Туманные дали, контрольная гру……а,
праздничная су…….ота, друг Кири……., скоростное шо……е, белоснежная ва……а,
ру……кий фильм, сплочённый ко……ектив, тёмная а……ея, срочная телегра……а, недолгая
……ора, высокая коло……а, один килогра……., сложная програ……а, зимняя о…….епель,
снег о……аял, со……ый ребёнок, око……ое стекло, большое ра……тояние, маленькая
гру……а, интересная ко…….екция, положить дро……. в тесто, крапива …….ёт,
карма……..ый фонарик.
4. Вставьте, где нужно, твёрдый или мягкий знак.
Дарья шьёт бельё. Ил…я отложил свой
от…езд на два дня. Летом мы жив…ём на даче. Волка поймали жив…ём. Под…ём на
гору крут. Лёша с…ел на скамейку и с…ел грушу. В нашем доме гост…ю всегда рады.
Сегодня под…ехала тётя Лена. Саша, встречай гост…ю! Я бел….ю стены. К бел…ю
пришили пуговицы. Сеня об…едает. Хомячок об…едает капустный лист. Олен….и живут
в тундре. Олен…и стада кочуют на сотни километров.
5. Обозначьте корни, суффиксы и окончания.
·
Сад, садик, садовый
·
серый, серенький, серость
·
старый, старик, старушка
6. Найдите 5 ошибок
БЕЛОЧКА
Живет в лесу белочка. Гнездо у белки на сасне в дупле.
Она сушыт грипки и ягодки. Настала холодная зима. Снежком замело поля и
трапинки. Трещит морос. Трудно искать пищу. А белочка грызет в тепле орешки.
Занятие 23
Имена существительные бывают мужского,
женского и среднего рода.
К существительным мужского рода можно
подставить слова он, мой: слесарь, герой, завтрак.
К существительным женского рода можно
подставить слова она, моя: собака, фабрика, площадь.
К существительным среднего рода можно
подставить слова оно, моё: окно, гнездо, платье.
1. Укажите род имён существительных.
Пристань (………..), пальто (…………..), приключение
(…………………….), вещь (………………), конь (……………….), гавань (……………….), дочь (………………….),
скамейка (……………………….), стекло (………………..), степь (…………………), улица
(…………………….), мяч (……………….).
2. Вставьте проверяемые согласные.
В шалаш постелили камыш. У Славы живут чи…… и
у… . Девочка поднялась за подру…кой на второй эта… . Бабушка чистила но… и
вилки. Ланды… душист. В зоопарке живут мор… и ё… . День хоро… . Ребёнок
приго… . Ко…ка сбросила со стола кни…ку. В кру…ку и ча…ку положили ло…ку
сахару. У стола починили но…ку. Сторо…ка лесника стояла на опу…ке. Мы…ка проела
дырку в старой руба…ке. Волк не заходит за красные фла…ки. Обезьяньи
пры…ки смешны.
3. Разберите слова по составу.
·
низ, низкий;
·
винт, винтик;
·
мир, мирный;
·
вязать, повязка;
·
мазь, замазка;
·
дело, проделка;
·
воз, возчик, перевозчик;
·
езда, съезд, поезд;
·
стрела, стрелок, выстрел
4. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
П…суда, п…судная; лавка; с…лдат, с…лдатский сапог; п…года,
п…годные условия; …рех, …реховый крем; м…рковь, м…рковный сок; в…р…бей,
в..р…бьи, …г…род, …г…родное чучело; г…тов, г…товый завтрак; г…рох, г…роховый
суп; в…рона, в…ронье крыло; гор…д, гор…док; мол…т, мол…ток; ур…жай, ур…жайный
год; а…втобус, …втобусный тур.
5. В предложениях из произведений Льва Николаевича
Толстого вставьте нужные буквы в имена людей и клички животных.
У Вари был чиж. …аря пришла к чижу.
Пошла …атя по грибы, взяла …ашу. Была у …асти кукла. Один медведь был отец,
звали его …ихаил …ванович. С тех пор …ерёжа никогда не ловил птиц.
6. Найдите 10 ошибок.
ГДЕ ЗИМУЮТ БАБОЧКИ
Наступают осение холода. Ночю лёхкие морозцы
затягивают лужы льдом. Куда пропали висёлые бабочьки? Крапивницы залетели в
сараи и там заснули. По склонам лисных полян под сухими листями легли на
зимовку лимонницы. Вюги намели сугробы. Бродят в поисках пищи лисицы и ласки.
Не найти им бабочек под пушыстым снегом.
Занятие
24
Имена существительные изменяются по числам и
употребляются в единственном или множественном числе:обезьяна- обезьяны,
растение-растения.
1. Поставьте имена существительные во множественное
число.
·
Дом — …..
·
голос — ……
·
скатерть — …….
·
здание — ……..
·
пассажир — ……..
·
народ — ………
·
класс — …….
·
огурец — ……………
2. Укажите род и число имён существительных.
Марш (м.р., ед.ч), мощь (…………), обруч
(………), деревни (………), телеграмма (………), кони (……….).
3. Вставьте, где нужно, твёрдый или мягкий знак.
Костю позвали домой. Волк подавился
кост….ю. На стене висело об…явление. Я пол…ю грядку от сорняков, а вечером
пол…ю её. Кол…я для палатки заготовил кол…я. Туристы с…ели завтрак, а об…едки
оставили Шарику. К под…езду под…ехала машина. Ден… был жаркий. Для весеннего
сева нужно хорошее сем…я. Дружная сем…я собралась за столом. Лист…я на дерев…ях
растут летом.
4. Догадайтесь, какие пропущенные согласные нужно
вставить в однокоренные слова.
Ловкие (ловок), гребцы
(гребёт), сколь…кая (сколь…ит), доро…ка (доро…енька), ре…кие
(ре…ок), пры…ки (пры…ок), мя…кая (мя…ок) поду…ка (поду…ечка), лё…кая (лё…ок),
изморо…ь (моро…ы).
5. Вставьте двойные гласные.
Оленька присела на скамеечку. Наташеньке купили
маленькую л…чку. Разразились првая весенн…. гроза. Наша дача крайн….. от ворот.
Дети пошли в соседн…… село. В летн…… ночь поют соловьи.
6. Вставьте пропущенные гласные в однокоренные слова.
·
говорить, заговор — говор;
·
в…да, в…дяной — в…ды;
·
ст…клянный — с…кла;
·
ч…стота — ч…стый;
·
с…нева — с…ний;
·
гн…здо — гн…зда;
·
д…р…вянный — д…рево, дер…вья
7. Подчеркните подлежащее и сказуемое.
1)Пассажиры проехал длинный путь.
2) На синем небе ярко светит солнце.
3) К вечеру зелёные лягушки громко квакали на болоте.
8. Найдите 10 ошибок.
У моря
Я жил на берегу моря и лавил рыбу. У меня была лотка.
Перед домом стояла бутка. Там на цепи находился огромный пёс барбос. Я уходил
вморе. Он сторожыл дом. Весело встречял меня барбос с уловом. Он любил отведать
рыпки. Я трепал сабаку по спине и угощал рыбой.
Занятие 25
Мягкий знак на конце слов после шипящих пишется в
именах существительных женского рода: рожь, ночь,
мышь
На конце других других существительных после шипящих
мягкий знак не пишется: нож, плащ,
врач.
1. Вставьте мягкий знак в те слова, где он нужен.
·
(мой) нож, лещ…, ковш…, трубач…, сторож…, силач…;
·
(моя) рожь, вещ…, ноч…, полноч…, пустош…, помощ…;
·
(моя) молодёж…, тиш…, печ…, упряж…, реч…, мелоч…;
·
(мой) ёрш…, сыч…, выиграш…, плющ…, мяч…, стриж…
2. Вставьте проверенные гласные.
Ребятишки побежали от дождя. В д…ждливую погоду
вр…дители наносят б…льшой вред урожаю. Зимой л…сники раскладывают в к…рмушки
корм для диких зв…рей. Св…тлячок св…тился з…лёным светом. Ст…рик ухаживал за
пл…довыми д…ревьями. Пл…ты прошли под м…стом. Д…леко в…днелись покрытые лесом
б…рега. Пов…р в…рил в…ренье из яблок. На дв…ре ст…яли з…л…тистые снопы пшеницы.
Цв…тистые луга простирались вд…ли за к…л…сящимися п…лми хл…бов.
3. Создайте новые слова при помощи суффиксов -ик_,
-ок-, -еньк-.
Рот-ротик, нос-нос…,
терем-терем……., толстый-толст…….ий, милый-мил……ий, жёлтый-жёлт…….ий.
4. Вставьте непроизносимые согласные там, где они
нужны.
День был солнечным. — Солнце
зашло за тучку.
1. Это мой сер…ечный
друг. — У него здоровое сер….це.
2. Получено приятное
извес…ие. — Это давно извес…но.
3. Много радос…и. —
Радо…ное сообщение.
4. Растёт капус…а на
огороде. — Капус…ный лист.
5. Миша опоз…ал на урок.
— Он пришёл поз…нее всех.
6. На небе горит звез…а.
— Прекрасное звёз…ное небо.
7. Ле……ница крутая.
8. Долго длится ненас…ье.
— Погода сегодня ненас…ная.
9. Опа…ное приключение.
10. Напр…ные усилия.
11. Ужа…ный рассказ.
5. Подчеркните подлежащее и сказуемое. Поставьте
вопросы к второстепенным членам предложения.
На проталине зеленеет первая травка.
Травка (……?) первая, зеленеет (…..?) на проталине.
6. Найдите 7 ошибок.
Наша улица
Хороша наша улица. Дома красивые и высокие. Во дворах
— площатки для игр и цвитники. Раньше на нашей улице стояли маленькие домишки.
Долго жыли они на свете. Стены их покосились. Тижело жилось людям в деревянных
домах. Теперь шырокая улица с высокими домами, тенистыми деревями заменила
уские переулки.
Повторяем и закрепляем знания по русскому языку
3 класс 2-ое полугодие
Неделя №1
Диктант
Поздним воскресным утром я шагал по просёлочной дороге и пытался насвистеть один прелестный мотивчик. Но напрасно. Сегодня чудесная царица Музыка отвергала меня своей властной рукой. Свистнув последний раз, я умолк и производил звуков не больше, чем бессловесный камень.
Я принялся созерцать окрестности. Местность была довольно холмистая. Вдалеке виднелись крепостные стены и красная крыша замка. Там жили когда-то доблестные рыцари и вели интересную и опасную жизнь, полную яростных битв.
Неделя №2
Диктант
Встреча с гадюкой
Узкая тропинка привела нас в лесную глушь. Редко сюда проникал солнечный луч. Громадные ели и сосны стояли угрюмо. Они опустили могучие ветки. Вдруг старый пень зашевелился. Там была нора гадюки.
Мы вышли на лесную поляну. Радостные песни птиц встретили нас. Жужжали мохнатые шмели. Появился лесник. Он успокоил нас. Подъехала машина, и мы отправились домой. Шипение гадюки звучало в ушах. Гадюки опасны.
Дополнительный материал смотри здесь
Диктант
Весна
Наступила весна. Синее небо. Апрельское солнце. Немножко тепла и очень много света. Раскрылись почки на деревьях. Показались молоденькие листочки. Проснулась пчелка. Она разбудила своих подруг. Пчелки вылетели из улья. Вот под кустиком они увидели синий цветочек. Это была синяя фиалка. Она открыла свою чашечку. Там был сладкий сок. Пчелки напились вкусного сока и весело полетели домой. Здравствуй, весна!
Неделя №4
Диктант
Шаги весны
Ранее утро. Небо серое. Голые сучья деревьев мокли от снега и дождя. Но вот с реки потянул легкий ветерок. На темном небе показались просветы, и выплыло яркое солнце.
Вся природа ожила и засверкала. Струйки теплого пара шли от серых бугров и старых пней. С каждым часом проталины становились шире и длиннее. Веселая стайка грачей подлетела к березовой роще. В воздухе зазвенели голоса.
Диктант
Занятие № 5
Диктант
На речке
Владимир жил в тайге. Сторожка стояла на берегу реки Краснуха. Кругом тишь. За много лет Вова изучил эту местность. Он хорошо знал всех обитателей. У берегов тихо шуршал камыш. В его зарослях каждую весну строили свои гнезда утки.
Вот появились и первые утята. рано утром мать выводила их на берег. Малыши щипали нежную травку. Мать была довольна.
Комментариев нет:
Отправить комментарий