Подготовка к конкурсам и олимпиадам по русскому языку

Дорогие ребята, предлагаю вашему вниманию задания для развития логического мышления, внимательности и способности анализировать. Эти работы помогут вам подготовиться к конкурсам и олимпиадам по русскому языку.



Подготовка к всероссийскому конкурсу  "Русский медвежонок"

Задачи конкурса «Русский медвежонок - 2005»
2-3 класс
Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Собака лает, кошка мяукает, свинья хрюкает. А лошадь?
(А) мычит;  (Б) блеет;  (В) кудахчет;  (Г) ржёт;  (Д) ревёт.
2. Если удвоить слог ма, получится слово мама. Посмотрите на эти слоги и решите, из какого из них таким образом слово получить нельзя.
(А) па;  (Б) ба;  (В) дя;  (Г) тё;  (Д) ня.
3. Когда человеку тяжело живётся, говорят, что жизнь у него не ...
(А) виноград;   (Б) сахар;   (В) масло;  
(Г)
торт;   (Д) пепси-кола.
4. Какое из этих слов по смыслу сильно отличается от всех остальных?
(А) хлебница;   (Б) яичница;  (В) супница;
(Г)
сахарница;   (Д) салатница.
5. Это можно раскрыть, но нельзя закрыть. В этом можно держать и хранить, но нельзя носить. Что это?
(А) ящик;   (Б) чемодан;   (В) дом;  
(Г) секрет;   (Д) преступление.
6. В предложении Зима кончается «спрятано» слово мак. В четырёх из этих пяти предложений «спрятаны» названия птиц, а в одном — название цветка. В каком?
(А) Сестрица пляшет.   (Б) Лилипут кашляет.  (В) Врачи ждут.  
(Г) Метро закрыто.   (Д) Книга истрёпана.
7. Похожие на вид слова могут иметь совершенно разные значения. Вот и здесь только в одной из пяти пар слова тесно связаны по смыслу. В какой?
(А) рот — рота;   (Б) треск треска@;  
(В)
графин графиня;   (Г) супруг супруга;  
(Д)
полк по@лка.
8. Одна старушка, для которой русский язык не был родным, готовя обед, часто приговаривала: «Что положишь — то и выймешь». А как сказать правильно?
(А) Что положишь — то и вымешь.  
(Б) Что положишь — то и вынимешь.  
(В) Что положишь — то и вынемешь.  
(Г) Что положишь — то и вынешь.  
(Д) Что положишь — то и выйнешь.
9. В какой из этих пословиц в пропущенном месте упоминается не тот, кто в остальных?
(А) … бояться — в лес не ходить.  
(Б) С … жить — по-волчьи выть.  
(В) За двумя … погонишься — ни одного не поймаешь.  
(Г) Работа не …, в лес не убежит.  
(Д) … ноги кормят.
10. Алёшу так и подмывало рассказать Васе, что Серёга наябедничал Дарье Семёновне на Юльку. Кто из них наверняка считает, что
Серёга — ябеда?
(А) Алёша;  (Б) Вася;  (В) Серёга;  
(Г) Дарья Семёновна;  (Д) Юлька.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Бывают такие слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному и имеют разные значения, например кру@жка и кружка@. Сколько таких слов в списке: стоящий, мука, горе, змея, хлопком, село?
(А) два;  (Б) три;  (В) четыре;  (Г) пять;  (Д) шесть.
12. Уходя с занятия компьютерного кружка, учитель сказал ученикам: «Вы должны дописать программу. После этого можете поиграть». Коля дописал программу, а потом поиграл. Миша поиграл, а потом дописал программу. Вася дописал программу и ушёл домой. Кто из этих ребят выполнил требование учителя?
(А) только Коля;   (Б) Вася и Коля;  (В) Коля и Миша;  
(Г) Миша и Вася;   (Д) все трое.
13. От названий частей тела часто образуются уменьшительные слова, которые могут приобретать и переносные значения, например: взять ребёнка за ручку (прямое значение), дверная ручка (переносное значение). Вот шесть таких уменьшительных слов: глазик, ножка, носик, спинка, зубик, горлышко. Сколько среди них слов, имеющих переносные значения?
(А) одно;  (Б) два;  (В) три;  (Г) четыре;  (Д) пять.
14. Писатель набирал на компьютере рассказ. Внезапно злой вирус заменил одно из набранных слов многоточием, и получилась фраза: Вдруг … сцены послышался шум. Взамен вирус выдал список слов: на, над, около, за, у, позади. Сколько среди этих слов таких, которые могли быть на месте многоточия?
(А) два;  (Б) три;  (В) четыре;  (Г) пять;  (Д) шесть.
15. В каком из слов: лёжа, вися, стоя, сидя — ударение падает не на тот же слог, что во всех остальных?
(А) лёжа;  (Б) вися;  (В) стоя;  (Г) сидя;  
(Д) во всех словах ударение падает на один и тот же слог.
16. Петя пошел в школу. По дороге он … на минутку к бабушке. Какое слово лучше всего вписать вместо многоточия в последнюю фразу?
(А) убежал;   (Б) прибежал;  (В) выбежал;  
(Г)
забежал;   (Д) вбежал.
17. Расшифруйте ребусы и скажите, что не относится к мебели.
18. В 3 классе сельской школы учатся всего пять ребят. Учитель записал их фамилии в классный журнал в алфавитном порядке. Какая фамилия оказалась в списке последней?
(А) Антонов;  (Б) Судаков;  (В) Сухов;  (Г) Волков;  (Д) Савин.
19. Как можно перенести с одной строки на другую слово осенью?
(А) о-сенью;  (Б) осе-нью;  (В) осен-ью;  (Г) осень-ю;  
(Д) это слово нельзя переносить.
20. Во всех этих словах, кроме одного, можно переставить буквы так, что получатся названия растений. Кроме какого?
(А) насос;  (Б) мошкара;  (В) пила;  (Г) корма;  (Д) мышка.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. На концерт пришли 52 школьника — … девочка и … мальчиков. Сколько девочек было на концерте?
(А) 1;  (Б) 11;  (В) 21;  (Г) 31;  (Д) 41.
22. Дама сдавала в б…гаж
Диван, чем…дан, сакв…яж,
К…ртину, к…рзину, к…ртонку
И маленькую с…бачонку.
Вы, конечно, узнали начало стихотворения С. Я. Маршака про незадачливую даму. А скольких букв а недостаёт в этом отрывке?
(А) одной;   (Б) двух;  (В) трёх;  
(Г) четырёх;   (Д) более чем четырёх.
23. Кому посвящено пятистишие Николая Глазкова?
Нам нравится удача без труда,
Она встречается не очень часто.
На счастье я надеюсь иногда,
Но лучше не надеяться на счастье.
Ему — увы — сопутствует беда.
(А) Наине;  (Б) Свете;  (В) Нине;  (Г) Нонне;  (Д) Елене.
24. В каждой из этих фраз второе слово связано с первым определённым, одинаковым для всех фраз, образом: столяр стоял, сливки кисли, перила прели, листок стоил. Какая из следующих фраз построена по тому же принципу?
(А) пловец вопил;   (Б) клёв влёк;   (В) залив звал;  
(Г) горилла горела;   (Д) лиса шла.
25. Среди всех книг, созданных человечеством, первое место по общему тиражу изданий занимает Библия. Слово библия пришло в русский язык из греческого. Тем же путём в русский язык попали и некоторые другие родственные ему слова. Если Вы вспомните хоть одно из них, это, наверное, поможет Вам ответить, что означает слово библия по-гречески.
(А) ‘мудрость’;   (Б) ‘книги’;  (В) ‘святость’;  
(Г) ‘история’;   (Д) ‘слова’.
26. Даны слова на адыгейском языке и их переводы на русский язык:
сэкIуэ ‘я иду’, уэкIуэ ‘ты идёшь’, сыкIуагъ ‘я пошёл’,
тыкIуагъ ‘мы пошли’, уыкIуэщт ‘ты пойдёшь’.
Как будет по-адыгейски: мы идём, я пойду, ты пошёл?
(Сочетание кI означает особый звук адыгейского языка.)
(А) тэкIуэ, сэкIуэщт, уэкIуагъ;  
(Б) тыкIуэ, сыкIуэщт, уыкIуагъ;  
(В) тэкIуэ, сыкIуэщт, уыкIуэгъ;  
(Г) тэкIуэ, сыкIуэщт, уыкIуагъ;  
(Д) тэкIуэ, сыкIуащт, уыкIуагъ.
1.«Послезавтра у меня день рождения», — сказала Лиза в
воскресенье. В какой день недели у Лизы день рождения?
(А) в понедельник; (Б) во вторник; (В) в среду;
(Г) в пятницу; (Д) в субботу.
2. ― Куда пошла мама? ― спросила Маша у младшего брата.
― В магазин, купить кочан этой... как её... ― ответил брат и запнулся.
Но Маша всё равно сразу поняла, что мама пошла за ...
(А) капустой; (Б) картошкой; (В) морковкой;
(Г) редиской; (Д) колбасой.
3. К какому слову нельзя добавить слово слишком?
(А) горячая; (Б) жидкая; (В) солёная; (Г) манная; (Д) кислая.
4. В рассказе Л. Пантелеева четырёхлетнюю девочку учат буквам:
— А это вот, Иринушка, буква «…». Иринушка с удивлением на
меня посмотрела и говорит:
— Ты?
Какую букву назвали Иринушке?
(А) А; (Б) И; (В) Т; (Г) Ы; (Д) Я.
5. В одном из стихотворений С. Я. Маршака рассказывается, что Влас ―
водопроводчик, Дима ― доктор, Толя ― тракторист, а Игорь ― …
(А) шофёр; (Б) учитель; (В) художник;
(Г) инженер; (Д) электрик.
6. Из какого слова нельзя получить другое слово, добавив букву у в
начале?
(А) гол; (Б) дар; (В) дочка; (Г) дача;
(Д) из всех этих слов можно получить другое слово.
7. В каком слове на месте прочерков нужно вставить не такие гласные,
как в остальных словах?
(А) г_л_дать; (Б) г_в_рить; (В) г_л_ва; (Г) с_п_ги; (Д) х_р_шо.
8. Газета «Гудок» была основана в 1917 году как газета...
(А) железнодорожников; (Б) врачей;
(В) пекарей; (Г) плотников;
(Д) театральных актёров.

9. Дождь льёт как из ...
(А) чашки; (Б) ложки; (В) пушки; (Г) тучи; (Д) ведра.
10. Болгарский язык родствен русскому. Какие профессии по-болгарски
называются разузнава́ ч, кова́ ч и чиста́ч?
(А) уборщик, разведчик, кузнец;
(Б) разведчик, кузнец, уборщик;
(В) уборщик, кузнец, разведчик;
(Г) разведчик, уборщик, кузнец;
(Д) кузнец, разведчик, уборщик.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Писатель дал своим героям необычные имена. Какое из них он не
сможет перенести со строчки на строчку?
(А) Фаэт; (Б) Кария; (В) Аталь;
(Г) Эолинь; (Д) Астрель.
12. Какое отчество у дочери Якова?
(А) Якововна; (Б) Яковична; (В) Яковлична;
(Г) Яковевна; (Д) Яковлевна.
13. Бабушка связала Васе тёплый свитер и сказала: «Вот наступит
зима, и пригодится тебе эта…».
(А) поделка; (Б) покупка; (В) находка; (Г) новинка; (Д) обновка.
14. Повторять Ой! — это ойкать. А от какого слова обычно не
образуется название действия?
(А) мяу; (Б) ква; (В) ау; (Г) хи-хи; (Д) ха-ха.
15. На лужайке телёнок, ягнёнок, жеребёнок, овечка, овчарка. Кто из
них родня барана?
(А) овечка и овчарка; (Б) телёнок и ягнёнок;
(В) ягнёнок и овечка; (Г) жеребёнок и овчарка;
(Д) овечка, ягнёнок и овчарка.
16. Будем составлять предложение из слов: задачу, я, а, эту, решил (не
забыв в конце поставить точку). Какое слово надо поставить первым?
(А) задачу; (Б) я; (В) а; (Г) эту; (Д) решил.
17. Учитель музыки попросил закончить ряд:
гнездо, пюре, цунами, арфа, фасоль, кастрюля, …
(А) сила; (Б) лягушка; (В) такси; (Г) пианино; (Д) желе.
18. В каком словосочетании слово листок можно понять по-разному?
(А) жёлтый листок; (Б) дубовый листок;
(В) берёзовый листок; (Г) опавший листок;

(Д) тетрадный листок.
19. Миша писал сочинение об осени и вспоминал подходящие слова.
Тёмный и светлый — пара слов с противоположным значением. Если
слова холодный, ясный, хмурый, тёплый, яркий разбить на такие пары,
одно останется лишним. Какое?
(А) холодный; (Б) ясный; (В) хмурый;
(Г) тёплый; (Д) яркий.
20. Как заканчивается стихотворение Г. Ляховицкой «Забота»?
стать!
настоящим
джинном
вырастать ―
над кувшином
вдруг огнём
научиться
ловко в нём,
уместиться
чтобы мог малютка-джиннчик
нужен маленький кувшинчик,
беспокоится о сыне:
Взрослый джинн в большом кувшине
Чтобы что-нибудь понять,
надо ...
(А) снова прочитать; (Б) громко прочитать;
(В) строчки сосчитать; (Г) снизу вверх читать;
(Д) поперёк читать.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Сколько в современном русском алфавите букв, названия которых
не включают в себя сами эти буквы?
(А) одна; (Б) две; (В) три; (Г) четыре; (Д) пять.
22. В семье Ивановых Вася — средний из сыновей, а Таня — младшая
из дочерей. Что можно точно сказать про эту семью?
(А) в ней не больше четырёх детей;
(Б) в ней не больше пяти детей;
(В) в ней не больше шести детей;
(Г) в ней не меньше пяти детей;
(Д) в ней не меньше шести детей.
23. Сколько в русском языке названий месяцев, состоящих ровно из
пяти звуков?
(А) ни одного; (Б) одно; (В) два; (Г) три; (Д) четыре.
24. В какой паре слова связаны по смыслу не так, как в остальных?
(А) солить ― соль; (Б) красить ― краска; (В) клеить ― клей;

(Г) пудрить ― пудра; (Д) рисовать ― рисунок.
25. Даны слова: выпучить, выпятить, надуть, оскалить. Что лишнее?
(А) щёки; (Б) нос; (В) зубы; (Г) грудь; (Д) глаза.
26. К 1878 году в семье известного русского купца и покровителя
искусств Саввы Ивановича Мамонтова было четверо детей: Сергей,
Андрей, Всеволод, Вера. В 1878 году родилась дочь, которую назвали ...
(А) Вероника; (Б) Александра; (В) Ольга;
(Г) Елизавета; (Д) Катерина.
27. Родители назвали дочь и сына именами, начинающимися с одного и
того же звука. Детей зовут ...
(А) Юля и Ян; (Б) Оля и Олег; (В) Маша и Миша;
(Г) Соня и Сеня; (Д) Надя и Даня.
28. Педро Санчес Гарсиа — испанец. Его папу зовут Антонио Санчес
Родригес, а маму — Мария Гарсиа Веласкес. Хуан Фернандес Гомес
тоже испанец. Как могут звать его родителей?
(А) Федерико Гомес Лопес и Тереса Санчес Фернандес;
(Б) Диего Фернандес Гарсиа и Лусия Санчес Родригес;
(В) Хосе Гомес Фернандес и Хуана Гарсиа Лопес;
(Г) Алехандро Фернандес Лопес и Луиса Гомес Гарсиа;
(Д) Мигель Гарсиа Фернандес и Рамона Фернандес Санчес.
Ответы
2-3классы
БАГДГДГАДБ
ВДДДВВВАДГ
ВГБДББАГ--



Русский медвежонок 2012 г 2-3 классы





Задачи, оцениваемые в 3 балла 1. По шахматным полям ходит (А) пёс; (Б) кот; (В) конь; (Г) бык; (Д) петух. 2. Какого слова не существует? (А) прабабушки; (Б) правнуки; (В) прадети; (Г) прадедушки; (Д) все эти слова существуют. 3. Смех, грохот, шелест. Какой из этих звуков обычно самый тихий, а какой — самый громкий? (А) самый тихий — смех, самый громкий — грохот; (Б) самый тихий — шелест, самый громкий — смех; (В) самый тихий — смех, самый громкий — шелест; (Г) самый тихий — шелест, самый громкий — грохот; (Д) самый тихий — грохот, самый громкий — смех. 4. Последняя согласная буква в алфавите — это (А) Я; (Б) Ш; (В) Ъ; (Г) Щ; (Д) Ь. 5. Маленький Федот решил наблюдать за погодой. Утром посмотрел в окно — дождь идёт. Записал в дневник: Идёт дождь. Днём посмотрел — а дождя нет. Записал: Дождь перестал. Вечером ещё раз посмотрел в окно. А там дождь. Что записать Федоту? (А) Дождь ещё идёт. (Б) Дождь опять идёт. (В) Дождь уже идёт. (Г) Дождь всё идёт. (Д) Дождь пока идёт. 6. Какое слово нельзя вставить вместо многоточия во фразу У меня есть … друзей? (А) пара; (Б) трое; (В) пятерня; (Г) дюжина; (Д) сотня. 7. Винни-Пух и поросёнок Пятачок — друзья. В этом предложении подчёркнутые части можно поменять местами: Поросёнок Пятачок и Винни-Пух — друзья. В каком предложении этого сделать нельзя? (А) Винни-Пух и Пятачок пошли в гости к Иа-Иа. (Б) Винни-Пух сочинял кричалку и ел мёд. (В) Пятачок споткнулся и упал. (Г) Ослику подарили пустой горшочек и лопнувший шарик.
(Д) Иа-Иа было смешно и грустно
8. Никто никогда не видел
(А) стаю уток; (Б) стаю акул; (В) стаю волков;
(Г) стаю коров; (Д) стаю ворон.
9. Петя опоздал на урок. Как ему правильно спросить:
_______, можно войти?
(А) Разрешите; (Б) Простите; (В) Пустите;
(Г) Прошу; (Д) Проспал.
10. Студент из Германии, изучающий русский язык, вошёл на кухню и
спросил:
— Есть пить?
— Пить есть, есть нет, — ответил ему второй студент.
Что он хотел сказать?
(А) В доме есть еда, но нет питья. (Б) В доме нет ни еды, ни питья.
(В) В доме есть питьё, но нет еды. (Г) В доме есть и еда, и питьё.
(Д) Мы будем сначала пить, а потом есть.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Сёстры Саша и Глаша родились в один день. Они …
(А) двойки; (Б) двойники; (В) двойнята;
(Г) двойняшки; (Д) двушки.
12. Стрекозе куёт __________
Крылышки-обновки,
А для мухи-цокотухи —
Звонкие подковки.
Какое слово мы пропустили в этом четверостишии?
(А) петух; (Б) муравей; (В) пчела; (Г) паук; (Д) кузнечик.
13. Глухой слыхал, как немой сказал, что слепой видал, как хромой …
(А) играл; (Б) читал; (В) болтал; (Г) бежал; (Д) лежал.
14. Заливные ..., наливные ..., проливные ...
(А) яблочки, луга, дожди; (Б) луга, яблочки, дожди;
(В) дожди, луга, яблочки; (Г) дожди, яблочки, луга;
(Д) яблочки, дожди, луга.
15. Расставьте предложения в правильном порядке:
1) Испугался лосёнок и обратно в лес убежал.
2) Вышел как-то раз лосёнок на опушку.
3) Это трактор мотор заводил.
4) А там что-то вдруг как затарахтит!

(А) 4, 3, 2, 1; (Б) 1, 4, 3, 2; (В) 3, 4, 2, 1; (Г) 2, 1, 3, 4; (Д) 2, 4, 3, 1.

16. Какое из имён описывает внешность сказочной героини не таким способом, как остальные? (А) Белоснежка; (Б) Синеглазка; (В) Златовласка; (Г) Чернобровка; (Д) все четыре имени описывают внешность сказочной героини одним и тем же способом. 17. В русской литературе позапрошлого века иногда встречается выражение ушатая шапка. А сейчас мы обычно называем этот головной убор ... (А) ушастая шапка; (Б) ушастик; (В) ушанка; (Г) ушан; (Д) ушат. 18. По-шведски мур — ‘мать’, фар — ‘отец’, барн — ‘ребёнок’, барнбарн — ‘внук’ или ‘внучка’. Кто такие мурмур и фарфар? (А) матери и отцы; (Б) мамочка и папочка; (В) бабушка и дедушка; (Г) дочь и сын; (Д) тётя и дядя. 19. В каком слове не спрятано число? (А) внутри; (Б) родинка; (В) подвал; (Г) стол; (Д) путешествие. 20. Какие из подчёркнутых букв слова тетрадка обозначают звук [т]? (А) первая и вторая; (Б) первая и третья; (В) вторая и третья; (Г) только вторая; (Д) все три. Задачи, оцениваемые в 5 баллов 21. Дима с Таней играли в «Слова» (наподобие игры в «Города», но по более сложным правилам). Вот какой ряд слов у них получился: автобус — суббота — атом — моток — ... — колос — соль. Какое слово стояло на месте многоточия? (А) кошелёк; (Б) колобок; (В) котелок; (Г) котёнок; (Д) из четырёх перечисленных слов ни одно не подходит. 22. Какой цветок трёхлетняя Таня называет позвоночник? (А) подснежник; (Б) подсолнечник; (В) одуванчик; (Г) колокольчик; (Д) василёк. 23. Закончите скороговорку: Сшит колпак, да не по-колпаковски, вылит колокол, да не по-колоколовски. Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать, надо колокол … (А) перековать, перевыковать; (Б) переколовать, перевыколовать; (В) переколоковать, перевыколоковать; (Г) переколоколать, перевыколоколать; (Д) переколоколовать, перевыколоколовать.

24. Здесь ... и груши
Бегут по сторонам
И яблоки и ...
Протягивают нам.
Как правильно заполнить пропуски в этом четверостишии из стихотво-
рения Льва Друскина?
(А) яблоки, груши; (Б) яблони, груши; (В) яблоки, вишни;
(Г) яблони, вишни; (Д) ясени, груши.
25. В какой паре слов нет общих звуков?
(А) рот — род; (Б) нос — нёс; (В) нос — сон;
(Г) мяч — матч; (Д) лес — лось.
26. Даны слова родственного русскому сербского языка с переводом на
русский («jу» читается в сербском, как русское «ю»):
чита — читает, читаjу — читают, знам — знаю,
знаjу — знают, игра — играет, играмо — играем.
Как будет по-сербски читаем, знает, играю?
(А) читамо, зна, играм; (Б) читам, зна, играjу;
(В) читамо, зна, играjу; (Г) читамо, знат, играм;
(Д) читам, знат, игра.
27. Когда у свиньи рождаются поросята, говорят, что она опоросилась.
А про корову — что она отелилась. А как правильно сказать про только
что родившую лошадь?
(А) олошадилась; (Б) оконилась; (В) ожеребятилась;
Г) ожеребёнилась; (Д) ожеребилась.
28. Ы, Й, Ё, Щ, ... . Какой буквой можно продолжить этот список?
(А) Ч; (Б) Ъ; (В) Ь; (Г) Э; (Д) Я.

Ответы
2–3 классы
ОТВЕТЫ:
1  В
2  В
3  Г
4  Г
5  Б
6  В
7  В
8  Г
9  Б
10  В
11  Г
12  Д
13  Г
14  Б
15  Д
16  А
17  В
18  В
19  Д
20  В
21  В
22  Г
23  Д
24  Б
25  Д
26  А
27  Д
28  Б



Русский медвежонок 2011 г 2-3 классы


Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Переходя через улицу, городские жители часто видят …
(А) пчелу; (Б) осу; (В) тигра; (Г) зебру; (Д) лося.
2. Джон угостил Петю яблоком. «Спасибо!» — сказал Петя. Что
должен ответить Джон?
(А) Будь здоров! (Б) Твоё здоровье! (В) На здоровье!
(Г) Доброго здоровья! (Д) Здравия желаю!
3. 50 по-русски — пятьдесят. Название какого числа образовано
не так, как пятьдесят?
(А) 60; (Б) 70; (В) 80; (Г) 90;
(Д) все эти названия образованы одинаково.
4. Навстречу ей выруливает мальчик на велосипеде, стоя на
педалях: _____ ему _____.
Что мы дважды пропустили в этой фразе из книги Майи Кучерской?
(А) велик; (Б) весело; (В) пора; (Г) седло; (Д) трудно.
5. Миша пошёл в первый класс 1 сентября 2009 года, то есть …
(А) в прошлом году; (Б) в будущем году;
(В) в позапрошлом году; (Г) в нынешнем году;
(Д) ни один из вариантов (А)–(Г) не подходит.
6. Если взять слово Румыния и отбросить две последние буквы, по-
лучится название жителя этой страны: румын. Из названия какой
страны можно тем же способом получить название её жителя?
(А) Венгрия; (Б) Англия; (В) Германия;
(Г) Франция; (Д) Испания.
7. Белорусский и русский языки родственны и очень похожи, но
правила письма и чтения в них разные. Если в четырёх из этих слов
поставить на месте пропуска букву ы, то получатся слова, которые
есть и в русском языке, и в белорусском, а в одном случае получит-
ся только белорусское слово. В каком?
(А) р_ба; (Б) л_жа; (В) т_сяча; (Г) б_ль; (Д) маш_на.
8. Мама купила яблоки, сливы, клубнику и чернику. Какого варенья
она не могла сварить из этих фруктов и ягод?
(А) яблочного; (Б) сливочного; (В) клубничного;


(Г) черничного; (Д) она могла сварить все эти варенья.
9. Какое из приведённых слов может обозначать не только музы-
кальный инструмент?
(А) флейта; (Б) гусли; (В) тромбон; (Г) труба; (Д) пианино.
10. Как нельзя закончить предложение Незнайка повесил картину ...?
(А) на стену; (Б) над кровать; (В) под потолком;
(Г) у стола; (Д) в комнате.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Что не может идти?
(А) автобус; (Б) платье; (В) снег; (Г) урок;
(Д) идти могут и автобус, и платье, и снег, и урок.
12. Слова громкий и тихий составляют пару. Если слова звонкий,
резкий, низкий, глухой, высокий разбить на такие пары, одно оста-
нется лишним. Какое?
(А) звонкий; (Б) резкий; (В) низкий; (Г) глухой; (Д) высокий.
13. Самолёт — пилот, поезд — машинист, карета — ?
(А) кучер; (Б) каретник; (В) водитель; (Г) лакей; (Д) вожатый.
14. На какой из этих вопросов можно получить ответ, заменив в во-
просе вторую букву?
(А) Как? (Б) Куда? (В) Зачем? (Г) Почему? (Д) Сколько?
15. Четыре из этих пяти фамилий скорее всего происходят от назва-
ний пород голубей, которых разводили их хозяева, а одна — нет.
Найдите её.
(А) Чернохвостов; (Б) Белокрылов; (В) Синебрюхов;
(Г) Синезубов; (Д) Белобоков.
16. Миша увидел имя Мурлыка и сразу догадался, что так зовут ко-
та. А по какому имени нельзя догадаться, кому оно принадлежит?
(А) Иа-Иа; (Б) Пятачок; (В) Каркуша; (Г) Степашка; (Д) Хрюша.
17. Какое слово в середине предложения пишется с маленькой буквы?
(А) Россиянин; (Б) Александр; (В) Сергеевич; (Г) Новгород;
(Д) все перечисленные слова всегда пишутся с большой буквы.
18. Если названия месяцев записать по алфавиту, то первый месяц
года, январь, окажется в этом списке последним, двенадцатым. А
какой по счёту месяц окажется в этом алфавитном списке первым?
(А) четвёртый; (Б) седьмой; (В) восьмой;
(Г) девятый; (Д) двенадцатый.
19. Герой сказочной повести А. М. Волкова «Волшебник Изумрудно-
го города» Страшила больше всего на свете мечтал, чтобы у него
был _________ ум. Он пришёл за помощью к волшебнику Гудвину,
и тот наполнил голову Страшилы иголками и булавками. Какое сло-
во мы пропустили?
(А) гибкий; (Б) глубокий; (В) живой; (Г) острый; (Д) светлый.
20. Как правильно закончить фразу:
Кот в сапогах был доволен: всё шло как ... ?
(А) по дорожке; (Б) по ковру; (В) по сметане;
(Г) по сыру; (Д) по маслу.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Мануэла изучает русский язык и уже неплохо говорит по-русски,
но вместо звуков [л] и [л’] произносит одинаковый средний звук. Она
прочитала пары слов:
1) лук — люк, 2) угол — уголь, 3) выл — вил.
В каких парах слова звучали одинаково?
(А) в 1 и 2; (Б) в 1 и 3; (В) в 2 и 3; (Г) только в 1; (Д) только в 2.
22. Одна четырёхлетняя девочка, услышав об этом произведении,
потом называла его «Тонкий кот». А как оно называется на самом
деле?
(А) «Кот в сапогах»; (Б) «Зима в Простоквашино»;
(В) «Дон Кихот»; (Г) «Кот и повар»; (Д) «Руслан и Людмила».
23. Какое из следующих предложений не может быть ответом на
вопрос Мама купила платье вчера?
(А) — Нет, пальто. (Б) — Нет, бабушка.
(В) — Нет, в понедельник. (Г) — Нет, с друзьями.
(Д) — Нет, сшила.
24. В «Обратном словаре русского языка» слова расположены в
порядке, который будет алфавитным, если записать каждое слово
«задом наперёд»: сначала идут слова, которые заканчиваются на а,
потом — те, которые заканчиваются на б, и так далее. В каком по-
рядке в этом словаре расположены слова: богатырь, змей, кощей,
царевна, лягушка?
(А) богатырь, змей, кощей, лягушка, царевна;
(Б) лягушка, царевна, змей, кощей, богатырь;
(В) лягушка, царевна, кощей, змей, богатырь;
(Г) царевна, лягушка, кощей, змей, богатырь;
(Д) кощей, богатырь, змей, царевна, лягушка.
25. В «грамматической сказке» А. И. Максакова и Г. А. Тумаковой
«Исполнение желаний» волшебник обещает зверям исполнить их
желания. При этом он использует некоторое правило, и получается,
что слон и волк могут загадать по одному желанию, заяц — два, а
мартышка — три. Возможно, вы не читали эту сказку, но всё-таки
ответьте: сколько желаний могли загадать носорог, ёж и сова?
(А) два, одно, три; (Б) три, одно, два; (В) одно, два, три;
(Г) три, два, одно; (Д) одно, три, два.
26. Сейчас, описывая заготовку леса, говорят, что его рубят. А бы-
ли времена, когда говорили, что деревья при заготовке
(А) молотят; (Б) бьют; (В) колотят; (Г) режут; (Д) секут.
27. Слова перезванивание, перетереть, раскраска обладают одним
очень редким свойством. Какое ещё слово обладает этим свойством?
(А) перерисовать; (Б) неестественность;
(В) кровообращение; (Г) однодневка; (Д) приваривать.
28. Слова кашне, кашпо и пенсне пришли в русский язык из фран-
цузского. Во французском языке каждое из них составлено из двух
слов. Как выглядят их буквальные переводы?
(А) спрячь-горшок, прищеми-нос, спрячь-нос;
(Б) спрячь-нос, спрячь-горшок, прищеми-нос;
(В) прищеми-нос, спрячь-горшок, спрячь-нос;
(Г) спрячь-нос, прищеми-нос, спрячь-горшок;
(Д) прищеми-нос, спрячь-нос, спрячь-горшок.

Ответы
2-3:
1  Г
2  В
3  Г
4  А
5  В
6  А
7  Д
8  Б
9  Г
10  Б
11  Д
12  Б
13  А
14  Д
15  Г
16  Г
17  А
18  В
19  Г
20  Д
21  А
22  В
23  Г
24  Б
25  Б
26  Д
27  Д
28  Б


Русский медвежонок 2010 г 2-3 классы


Задачи, оцениваемые в 3 балла
1. Между какими двумя буквами в русском алфавите стоит ещё одна
буква?
(А) между Б и В; (Б) между В и Г; (В) между Г и Д;
(Г) между Д и Е; (Д) между Е и Ж.
2. Что не разгадывают?
(А) ребус; (Б) кроссворд; (В) головоломку;
(Г) скороговорку; (Д) шараду.
3. Слово, которым нельзя считать, — это
(А) пара; (Б) тройка; (В) четвёрка; (Г) пятёрка; (Д) шестерёнка.
4. Что за зверь, скажите, братцы,
Может сам в себя забраться?
На эту языковую загадку Екатерины Серовой часто дают ответ
улитка или черепаха. Но правильный ответ на неё —
(А) собака; (Б) корова; (В) норка; (Г) лиса; (Д) белка.
5. Что обычно не носят?
(А) носки; (Б) нос; (В) усы; (Г) очки; (Д) воду.
6. Кошка — кот, коза — козёл, овца — баран, корова — …?
(А) телёнок; (Б) бык; (В) говядина; (Г) сено; (Д) коровник.
7. Маша с Дашей увидели змею, испугались и дружно вскрикнули:
(А) Ой! (Б) Ну! (В) Эй! (Г) Ха! (Д) Но!
8. Какое из этих слов не может означать ‘соревнование’?
(А) забег; (Б) заезд; (В) заплыв; (Г) заскок;
(Д) все эти слова могут означать ‘соревнование’.
9. В книге Эдуарда Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот» почтальон
Печкин первый раз появляется так:
«А навстречу им какой-то дядя бежит. Румяный такой, в шап-
ке. Лет пятидесяти с хвостиком. (Это не дядя с хвостиком, а
_____ у него с хвостиком.)».
Какое слово в последней фразе мы заменили чертой?
(А) бег; (Б) возраст; (В) рост; (Г) румянец; (Д) шапка.
10. Название какого нужного в хозяйстве предмета происходит от
немецкого слова, означающего ‘змея’?
(А) плоскогубцы; (Б) топор; (В) ножницы; (Г) шланг; (Д) пила.
Задачи, оцениваемые в 4 балла
11. Что не поместится в пенале?
12. В известном мультфильме Волк говорит, когда Заяц убегает от
него: «Ну, Заяц, погоди!» Как понять слова Волка? Он
(А) просит Зайца подождать; (Б) советует не торопиться;
(В) шутит; (Г) жалуется; (Д) угрожает.
13. Школьная оценка, которую в прежние времена называли посред-
ственно, — это
(А) пятёрка; (Б) четвёрка; (В) тройка; (Г) двойка; (Д) единица.
14. В стихотворении Даниила Хармса таксик говорит бульдогу:
«Пора мне на свидание,
Уж восемь без пяти.
Как поздно! До свидания!
Сидите на цепи!»
А сколько было времени?
(А) восемь часов пять минут;
(Б) семь часов пятьдесят пять минут;
(В) пять часов восемь минут;
(Г) четыре часа пятьдесят две минуты;
(Д) три часа.
15. Даны прилагательные: голодный, здоровый, красный, упрямый.
Кто лишний?
(А) бык; (Б) волк; (В) заяц; (Г) осёл; (Д) рак.
16. В известном предложении из букваря «Мама мыла раму» не
сказано, какую раму мама мыла. Что мама точно не могла мыть?
(А) тарелку; (Б) велосипед; (В) окно; (Г) зеркало; (Д) картину.
17. Маленького Юлика зовут так же, как его дедушку. Значит, они с де-
душкой
(А) ровесники; (Б) именинники; (В) одноимённики
18. Юлик и Ося любят играть друг с другом в пластилиновых солда-
тиков. У Оси двести семьдесят один…
(А) …таких солдатиков; (Б) …такого солдатика;
(В) …такой солдатик; (Г) …такие солдатики;
(Д) …штук таких солдатиков.
19. Какое слово лишнее по смыслу?
(А) пахарь; (Б) пекарь; (В) лекарь; (Г) глухарь; (Д) звонарь.
20. В каком слове есть приставка?
(А) скрипка; (Б) скрепка; (В) скобка; (Г) склянка; (Д) сковородка.
Задачи, оцениваемые в 5 баллов
21. Златопуст Локонс, герой романа Дж. К. Роулинг «Гарри Поттер и
Тайная комната», написал книги «Тропою троллей», «Победа над
привидением» и «Духи на дорогах». Какая из перечисленных ниже
книг тоже написана им?
(А) «Встречи с вампирами»; (Б) «Великаны среди нас»;
(В) «Бой с единорогом»; (Г) «Леший на опушке»;
(Д) «Война с саламандрами».
22. Назовём букву в слове «заменимой», если её можно заменить
другой буквой так, чтобы снова получилось осмысленное слово.
Например, буква ж в слове лужа — заменимая, потому что её мож-
но заменить буквой н и получить слово луна.
Сколько заменимых букв в слове клан?
(А) ни одной; (Б) одна; (В) две; (Г) три; (Д) четыре.
23. В какой из данных ниже пар слова состоят из разного количест-
ва звуков?
(А) он — я; (Б) мне — ей; (В) её — его;
(Г) им — вам; (Д) мною — тобой.
24. В книге А. Шибаева «Язык родной, дружи со мной» четыре из
этих пяти стихотворений напечатаны в одной главе, а одно — в
другой. Какое?
(А) Мягкий знак живёт беспечно —
Он без кепки ходит вечно.
(Б) Синеет море перед нами.
Летают майки над волнами.
(В) Миша дров не напилил —
Печку кепками топил.
(Г) Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей.
(Д) Мы собирали васильки.
На головах у нас щенки.
25. Художник Тюбик посадил у своего дома малину, сирень, розы и ...
(А) астры; (Б) бамбук; (В) вишни; (Г) георгины; (Д) клёны.
26. Какое слово пропущено в отрывке из написанного Юрием Энти-
ным «Романса черепахи Тортилы»?
Затянулась ... тиной
Гладь старинного пруда.
Ах, была, как Буратино,
Я когда-то молода!
(А) старой; (Б) мутной; (В) ветхой;
(Г) бурой; (Д) вязкой.
27. Какое из сочетаний слов (А)–(Г) имеет смысл?
(А) приплыло ходила; (Б) приползло бегала;
(В) пришло ползала; (Г) прибежало плавала;
(Д) все сочетания слов (А)–(Г) бессмысленны.
28. Болгарский язык родствен русскому. Какая игра по-болгарски
называется прескочи-кобила?
(А) классики; (Б) чехарда; (В) прятки;
(Г) жмурки; (Д) казаки-разбойники.

Ответы

2-3 класс ДГДВББАГБГ ДДВБВАДВГБ АДГАВГВБ




1. Поставь ударение в словах:
Алфавит, звонит, красивее, поняла, портфель, столяр, щавель, свекла, шофер.
2. Угадай и запиши слова:
[пой`эст],  [йат], [йул`ийа], [пайот]
3. Подчеркни «лишнее» слово в каждом ряду:
  • Берёза, дуб, сосна, малина
  • Молоко, хлеб, творог, сметана
  • Плюс, минус, буква, равно
  • Бежать, прыгать, скакать, лежать
  • Россия, Германия, Москва, Франция
4. Определи связь в первой паре слов и подчеркни в каждой второй паре подходящее слово:
  • дерево — ствол. Цветок — лепесток, стебель, бабочка
  • тарелка — суп. Ваза — стол, цветы, подарок
  • Лето — вода. Зима — ветер, берег, лёд
  • Яйцо — скорлупа. Картофель — капуста, ложка, шелуха.
5. Собери пословицу:
  • ученье — свет, …                                         ни одного не поймаешь
  • делу — время, …                                          а имей сто друзей
  • за двумя зайцами погонишься — …         а неученье — тьма
  • не имей сто рублей, …                              а потехе час
6. Сколько звуков [и] в выражении: «Жили были старик со старухой»
7. Назови одним словом:
  • держать язык за зубами -
  • зарубить на носу -
  • надуть губы -
  • со всех ног -
  • льёт как из ведра -
8. Найди ошибки и исправь:
Сутра идёт силный дождь. Овчярка альма спит у забора. Вкустах шуршыт йожик.
9. Напиши синонимы, близкие по смыслу слова:
  • холод -
  • весть -
  • скучный -
  • дети -
  • пища -
  • шалит -
10. Напиши антонимы, противоположные по смыслу слова:
  • чистый -
  • трудолюбивый -
  • умный -
  • друг -
  • польза -
  • темно -
11. Определи тип связи и напиши вместо вопроса правильный ответ:
  • утро/з
  • день/?
  • вечер/у
  • кукла/и
  • стол/м
  • платье/?
  • корова/т
  • овца/я
  • свинья/?
  • вну/3
  • о/5
  • про/?
12. Переставь буквы, угадай слова:
  • РИГБ -
  • ВЗЗЕАД -
  • ВТЦЕКО -
  • ОБАСАК -
  • ЕЛЕВТЗИРО -
  • ЕМЧДНОА -
13. Запиши количество букв и звуков в словах:
  • тетрадь -
  • ель -
14. Вставь пропущенную букву и запиши проверочное слово.
  • л…дошки -
  • пол…скать щенка -
  • пол…скать бельё -
  • р…бит -
  • пол…вать -
  • р…скошный -
  • п…сатель -
  • уд…ржать -
  • уд…вление -
  • разд…лительная п..л…са -
  • ск…зать -
  • р…вущий в…допад  -
  • пов…зать галстук -
  • пом…рить пальто -
  • пом…рить подружек -
  • пос…деть на скамейке -
  • пос…дел дед за год -
  • пож…леть котёнка -
  • пож…лать удачи  -
15. Добавьте 1 букву справа, чтобы получилось слово.
ба                                   ла                                    ко
ко                                    со                                    ри
со                                    ба                                   ла
ри                                   ко                                    со
ла                                    ри                                   ба
 16. Вставь в слова, где нужно, Ь или Ъ
Брат…я, с…ели, у руч…я, осен…ю, под ел…ю, мурав….и, пес…ня, бол….шие, друз…я, л…ёт, дожд…, чирикан…е, сегодн….я



Олимпиада по русскому языку  в  3  классе.

1.    Выпиши слова, в которых только твёрдые согласные звуки.
Водит, пашешь, верит, смех, мел, можешь, матч.


2.    Допишите пословицы.
Не плюй в колодец,_______________________________________________
Не говори «гоп»,__________________________________________________
На безрыбье____________________________________________________
Старый друг____________________________________________________
Под лежачий камень____________________________________________
Любишь кататься_________________________________________________
3.    Сколько звуков   ш    в стихотворении:
Пешком шагали мышки
По узенькой дорожке
От деревушки Пешки
До деревушки Ложки.

4.    Выбери среди данных имён существительных   замок, теремок, лесок, песок, венок, мирок, курок, листок, приток     слова с суффиксом   -ок.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.    Замени выражения одним глаголом:
Клевать носом –__________________________________________________
Зарубить на носу –_________________________________________________
Чесать языки –___________________________________________________
Дать стрекача – __________________________________________________
Ломать голову –__________________________________________________
6.    Путём перестановки букв в каждой паре слов составь третье слово – имя существительное. Должны быть использованы все буквы.
1.    ОХРА   +   ПОД   =______________________________________
2.    КИТ   +   РАНА   =______________________________________
3.    РОВ   +   ПОЗА   =______________________________________
7.    Отгадай загадки:
Из писка птиц мой первый слог возьмёте,
Второй – с бараньей головы.
Откройте печь и там найдёте
То, что не раз едали вы._______________________________________________
                                         Корнем – с дорогой роднится,
                                         В сборе приставка таится.
                                         Суффикс как в слове дневник,
                                         Целым же –  в космос проник._______________________

8.    Исправь ошибки, запиши текст.
Блестнул первый луч сонца. В суботу после завтрока мы по шли влес за земленикой. Видели, как выбижал на опушку ропкий заец, слышали как хруснули ветки в кустах. это мидветь прошёл. Набрали ягот и радосные  вернулис к ужину дамой.

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Олимпиада по русскому языку
4 класс. Школьный тур

1. Разминка.
·        Константин – постоянный, _________________- морская.
·        Аксаков – аленький, _________________ - каменный.
·        Слово из пяти «о».______________
·        Упаковка для писем.__________________
·        Как можно склонять голову, не опуская её вниз?______________
·        Чем кончается всё? ______________________
·        Пернатая любительница молочных продуктов.__________________
(По 1 баллу за каждый ответ)

2. Разгадай шараду.
От женского имени букву «Я» отнимем.
Добавим союз и добавим предлог.
Теперь, я надеюсь, отгадать ты смог
Шараду про травку,
Больным на поправку:
Корешок в аптечку,
Чтоб помог сердечку.  _____________________
                                                                                     (4 балла)

3. Какие ошибки допустил нерадивый ученик в следующих устойчивых сочетаниях?

Гора луковая __________________________
Миры Древней  Греции ________________________
Девятый зал ______________________
                                                                                     (3 балла)
                                                                                    
4. Выдели корни в данных словах.
Отвари – отвори;  спеши – спиши; полоскать – поласкать.
                                                                                     (6 баллов)
С одним из глаголов составь предложение. Дай характеристику этому предложению.
__________________________________________________________________
Это предложение по цели высказывания_______________________________,
по интонации______________________, по наличию второстепенных членов предложения_______________________.
                                                                                     (2б.+3б.)

5. Среди данных слов найди и подчеркни слова, в которых число букв и звуков совпадает.
Бессистемная, жужжащий, аллея, подъёмный, Вселенная, региональная, съёжился, преданный, дружба.
                                                                                     (9 баллов)

Ответы к олимпиаде по русскому языку

1. Разминка.
Марина, Бажов, опять, конверт, по падежам, буквой Ё, ворона из басни Крылова «Ворона и лисица».
                                                                  7 баллов
За допущенную орфографическую или пунктуационную ошибку в ответе ( во всех заданиях)  – минус 1 балл.

2. Шарада.
Валериана.
                                                                  4 балла

3. Горе луковое,  мифы Древней Греции, девятый вал.                                                                                                     3 балла

4. Отвари – отвори, спеши – спиши, полоскать – поласкать.
                                                                  6 баллов

Предложение.                                           2 балла

Характеристика.                                       3 балла

5.  Бессистемная, аллея, Вселенная, региональная, съёжился, дружба.
                                                                  9 баллов



Олимпиада по русскому языку
(отборочный тур)
2006 – 2007 учебный год

1.     Найди ошибки в написании слов и исправь их.

Сюприз, центер, конфорт, анплуа, компроментировать, одноименный,
афёра.
                                                                                              (7 баллов)
2.     Как об этом говорят?
Подберите подходящий по смыслу фразеологизм.

О том, кто часто меняет свои решения. _____________________

О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чём-либо. _______________________
О кротком и безобидном человеке. _____________________
Об излишней вежливости. _________________________
О болтливом человеке. ____________________________
О положении, когда опасность грозит с двух сторон. _________________
                                                                                          (6 баллов)
3.     Замени выражения одним глаголом.

      Делать чёрным – становиться чёрным. _______________-___________

Сделать слабым – сделаться слабым. ________________-____________
Превращать в лёд – покрываться льдом.______________-____________
                                                                                              (6 баллов)
4.     Придумайте пример, в котором составная часть сказуемого из данного предложения будет подлежащим.

Алексей всё-таки смог справиться с этим трудным заданием.

____________________________________________________________

                                                                                          (3 балла)

5.     Впишите в скобки слово, которое будет омонимом словам слева и справа от них.  Имейте в виду, что число точек равно числу букв.

          ГОРШОК  (. . . . .) КОРАБЛЬ

       ОТКРЫВАЛКА (. . . . .) ФИГУРА ВЫСШЕГО ПИЛОТАЖА
                                                                                                                      (4 балла)

6.     Разгадай шарады.

        Часть первая –                                                Первая цифра стоит в середине,

Вкусная-вкусная сласть.                      Буква – с начала и буква – с конца.
Частицей вторая является часть.         В целом – леса, города и равнины,
А в целом – строенье,                          К целому полны любовью сердца.
Которым столица                                ____________________________
Со всем основанием
Может гордиться.
_______________________                                              (4 балла)


7.     Теперь задание для самых смекалистых!
В старом дупле тысячелетнего дуба Петя нашёл записку, но не мог её прочитать, потому что не знал букв, которыми она написана.
     Но к записке был приложен указатель: подсказка находится в яйце, а яйцо в утке, а утка в гнезде на вершине этого дуба. Когда Петя, проявив смелость, добыл это яйцо, то в нём была записка на русском языке:
     «Читай первые шесть строчек сказки Пушкина».
     Петя, разумеется, знал наизусть эти строки сказки – и сумел прочитать таинственную записку. А вы?
     Как же расшифровать эту таинственную записку?

     По-видимому, надо угадать, какая из сказок Пушкина записана этими знаками.

Комментариев нет: