Диктанты.
II четверть
(послебукварный период)
Вариант №1.
Ёлка.
Коля идёт в школу. В зале играет музыка. Стоит большая ёлка. На ветках игрушки. Шарики и флаги. Слоник и мишка. А какие бусы!
Слова для справок: в зале, стоит.
1. В словах первого предложения подчеркнуть гласные.
2. В слове ШАРИКИ подчеркнуть мягкие согласные.
Вариант №2.
Мальчики.
Все дети любят рисовать. Юра принёс краски. Лёня взял кисти. Он налил в банку воду. Папа дал бумагу. Мальчики стали красить флаги. Какие яркие флаги!
Слова для справок: рисовать.
1. В словах второго предложения подчеркнуть мягкие согласные.
2. В последнем предложении подчеркнуть гласные.
Вариант №3.*
Наш двор.
Мы любим свой двор. Там есть качели и турник. Летом мальчики гоняют мячик. Девочки играют в куклы. Зимой старшие ребята делают горку. Хорошо едут с горки санки.
Слова для справок: гоняют, хорошо, ребята.
1. Записать цифрой, сколько слов в первом предложении.
2. В словах последнего предложения подчеркнуть гласные.
Вариант №4.
Зимой.
Настала зима. Пушистый снег укрыл снег укрыл землю. На окнах красивые узоры. Вот розы. Вот розы и пальмы. В саду столик для птиц. Катя сыпала корм. Птицы клюют зёрна.
Слова для справок: снег, красивые.
1. Подчеркнуть согласные в словах первого предложения.
2. Над словами второго предложения поставить знак ударения.
Вариант №5.
Зимний лес.
Какой красивый лес зимой! Кругом пушистые сугробы.Хороши высокие ели. На ветках шапки снега. У куста зайка. В дупле уснула белка. На макушку ёлки села птица.
Слова для справок: хороши, красивый.
1. В словах первого предложения подчеркнуть согласные.
2. Слова ЗАЙКА, ПУШИСТЫЕ разделить на слоги.Записать цифрой, сколько слогов в каждом слове.
Вариант№6.
Трудимся.
Скоро Новый год. Ребята сами делают игрушки на ёлку. На партах клей, яркая бумага и краски. Лёни красит фонарик.Люба клеит бусы. У Алика вышел ослик. Нарядная будет ёлка!
Слова для справок: Новый , будет, фонарик.
1. Выписать по одному слову: из одного слова ; из двух слогов; из трёх слогов.
2. Над словами второго предложения поставить знак ударения.
Вариант №7.
Забавы зимой.
Зимний день. Около дома гуляют дети. Ванюша строит горку. Антоша катит ком снега. Будет снежный дед. У Юли санки. Юля возит брата Петю. Стасик идёт на каток.
Слова для справок : будет, строит.
1. В первом предложении подчеркнуть слово в один слог.
2. Записать цифрой, сколько слов в последнем предложении.
Вариант №8.
Вьюга.
Утром Коля вышел из дома. Дул сильный ветер. Выла вьюга. Малыш боялся идти в школу один.
Он заметил Сашу. Тот испугался пурги и стоял под липой.
Мальчики взялись за руки и побежали в школу. Дети были рады.
Слова для справок: один, ветер, боялся.
1. Подчеркнуть большую букву в именах людей.
2. Выписать по одному слову: из трёх слогов, из четырех слогов.
Вариант № 9.
Братья.
Денис и Лёня- два брата. Дениска- школьник. Он уже умеет читать. Лёня ходит в садик. Ему пять лет. Братья живут дружно. Бабушка Клава дала им книгу. Внуки рады подарку. Старший брать стал читать стихи. Малыш слушал.
Слова для справок : дружно, малыш.
1. Подчеркнуть большую букву в именах людей.
2. В словах второго предложения подчеркнуть гласные.
Контрольное списывание.
Найти начало и конец предложения. Списать, поставить точку в конце предложения.
Вечером.
На дворе зима стоят сильные морозы гулять нельзя дети сидят дома они стали играть в школу старший брат учит маленькую Свету писать мама готовит чай папа пишет другу письмо.
Подчеркнуть слова в три слога.
Тест №1
Тема « Согласные твёрдые и мягкие»
1.
Подчеркни в
словах мягкие согласные.
Пень, сито , ягода, малина
2.
Подчеркни в
словах твердые согласные.
Лист, гуси, поле, рис
3.
Выбери из
ряда и запиши в нужную строку
Щ, ш, ч, ж, ц, й
Всегда твердые согласные:
Всегда мягкие согласные:
4.
Проверь, правильно
ли перечислены гласные, обозначающие мягкость согласных. Если есть лишние буквы,
вычеркни их. Если каких-нибудь букв не хватает, допиши их на строчке.
Я, ю, а, ё, о_______________________
5.
Подчеркни мягкие
согласные. Обведи кружком гласные, которые обозначают их мягкость.
Село, репа, поле, мята, река
6.
Подчеркни
мягкие согласные, мягкость которых обозначена мягким знаком (ь).
Король, соль, горько, боль, хотеть
7.
Прочитай
слова. Где надо, вставь ь.
Степ…, гус…, цирк…, огон…, ден…, цеп…., арбуз…, буквар…,
лошад… .
8.
Прочитай
слова и выпиши их номера в соответствующую строку.
1) Спать, 2)
свет 3) корь 4) корзина 5) кошелёк 6)царь
Мягкость согласных обозначена
гласными________________________________
Мягкость согласных обозначена Ь_______________________________________
9.
Проверь,
правильно ли выполнено задание- подчеркнуть мягкие согласные. Обведи слова, в которых есть ошибки.
Крокодил, лыжи, пилот, цифры, шины,
дядя
10.
Проверь,
правильно выполнено задание- подчеркнуть твердые согласные. Обведи слова, в
которых есть ошибки.
чашка, дом, борщ, случай, санки,
стул
Тест №2
По теме « Согласные звонкие и глухие»
1.
Прочитай слова. Подчеркни звонкие
согласные.
Коза, кошка, стул, огонь,
пенал
2.
Прочитай слова. Подчеркни глухие
согласные.
Молоко, папа, барабан,
ночь, улица
3.
Дополни ряд.
Непарные звонкие: л, н,
й,_______________________-
Непарные глухие: х,
ч,__________________________-
4.
Подчеркни слова, имеющие
в своем составе глухие согласные звуки.
1) Мама, 2) конь, 3) сон, 4) вера, 5)
рябина, 6) мышка
5.
В списке согласных подчеркни одной
чертой непарные звонкие, а двумя чертами-
непарные глухие.
Б, ш, н, д, ф, щ, л, р,
й, х, м, ц, ч, з
6. Соедини линиями пары согласных.
Б Т
Г Ф
З П
В Ш
Д К
Ж С
Тест№3
Тема
«Правописание некоторых буквенных сочетаний»
1.
Раскрой скобки и вставь нужную букву.
Ж…-Ш….(и,ы)
Ч…-Щ….(а,я)
Ч…-Щ… (у,ю)
2.
Выбери и обведи правильное
утверждение.
Сочетание указанных букв
надо писать так:
а) чьк; чьн
б) чк;чн
3.
Выбери из скобок и вставь пропущенные
буквы.
Щ…вель, маш…на, ч….чуло, ч…шка, ж….знь, щ…ка
4.
Исправь ошибки, если они есть.
а) пружына, чюдо, шина, чяйник,
роща, жывой. Чяродей, чайка
б) пачка, печник, речька,
речьник, ручька, молочник.
Тест
№4
Тема
« Большая буква»
1.
Когда имена
существительные пишутся с большой буквы?
С
большой буквы начинаются: имена,_____ и фамилии людей, ____животных.
2.
Обведи
начальные буквы, которые должны быть большими.
КОТ,
БАРСИК, ЛЕНА, ДЕВОЧКА, МАМА, МАРИЯ ИВАНОВНА
3.
Исправь
ошибки, если они есть.
мурзик,
ягода, маша, волк, Василий иванович кукушкин
4.
Найди и
исправь ошибки.
У
Володи есть собака пират.
Дома
у нашей учительницы живёт попугай кеша.
5.
Прочитай
слова и впиши их номера на нужное место.
1) Иванов, 2)
Бобик. 3) Оля. 4) Тузик, 5) Василий
Эти
слова пишутся с большой буквы, потому что:
а)
являются кличками животных_________________________________
б)
являются именами, фамилиями людей_________________________
Тест
№5
Тема
« Слова сходного и противоположного значения»
1.
Посмотри на образец и приведи свои
примеры слов, близких по смыслу.
Красивый- прекрасный
2.
Прочитай слова.
1) Лежать, 2) бежать 3) смотреть 4)
полёживать 5) сажать 6) валяться
Вставь на место пропуска
слова, близкие по смыслу:____________________
3.
Подчеркни слова, близкие по смыслу.
Я смотрел интересный фильм. Много занимательного материала напечатали в новом
журнале. Оригами- очень увлекательное занятие. Нам рассказали о любопытном
случае.
4.
Соедини линиями близкие по значению
слова.
смеяться довольный
хохотать
плакать восхитительный
веселиться
весёлый
радостный
рыдать
красивый
прекрасный
хныкать
5.
Подбери к словам по одному слову,
сходному по смыслу.
Маленький_________________. Печальный___________________. Видеть______________.
6.
Посмотри на данный образец и приведи
свой пример слов, противоположных по смыслу.
Друг- враг,
Бежать- стоять.
7. Прочитай слова:
1)тихий, 2) негромкий 3) мягкий. 4) громкий, 5) никакой
Вставь на место пропуска нужное слово:
Слово, противоположное по смыслу слову ТИХИЙ-_______________________
8.
Подчеркни в предложениях слово,
противоположное по смыслу слову ЗАЖИГАЛИ.
1) В новом дачном доме ещё не было
электричества, и поэтому в комнатах зажигали свечи.
2) Охотники погасили костёр и ушли.
9.
Соедини линиями пары слов, противоположных
по смыслу.
Зажигать провожать
короткий громкий
маленький длинный
тихий
большой
встречать гасить
10.
Подбери и запиши по одному слову,
противоположному по смыслу данным словам.
Голодный-____________________
Мокрый-______________________
11.
Выбери и обведи кружком правильное
определение.
Многозначные слова- это слова:
а) имеющие разные значения;
б) имеющие много значений;
в) имеющие два и более значений.
12.
Найди и подчеркни в предложениях
многозначные слова.
У меня есть высушенная
морская звезда.
Сегодня вечером на небе
хорошо видны звёзды.
На погонах полковника-
три большие звезды.
13.
Выбери из списка и вставь в
предложения нужные по смыслу многозначные слова.
КЛЮЧ, ЯЗЫК, КОСА
Какая у тебя
красивая________________
Вася показал
Славе___________________
Под горой бил
весёлый_______________
В школе мы учим
иностранный_________
Ты опять
потерял_____________________
Нашла _____________ на
камень.
Тест №5
Тема « Предложение»
1.
Прочитай написанное. Вставь номера на
место пропусков.
Набор слов________________
Предложения______________
1) Юг на птиц улетают
2) Птицы улетают на юг
3) Дождь уныло моросит
4) Уныло моросить дождь
5) Я хочет мороженого
6) Я хочу мороженого
2.
Исправь ошибки, если они есть.
Лось не спеша шёл по
селу. вдруг собаки подняли лай. лось бросился во двор. он пробил рогами стекло
в окне дома. в комнате работал телевизор. Лесной гость с интересом стал
смотреть передачу.
3.
Составь и запиши предложения из
набора слов.
1) Летят, серые, на юг, гуси
2) Мягкий, купили, диван, мы
4.
Исправь ошибки там, где они есть.
Летом наша семья жила в деревне наш
дом стоял у реки мы часто ходили ловить рыбу на огороде мы пололи грядки с
овощами.
Диктанты
(III четверть)
Летом
Аня и Сережа Щукины едут на дачу. Они будут жить у бабушки Маши. Внучата помогут ей сушить сено. Сергей напилит дров. Дети станут бегать в рощу, рвать щавель на лугу.
Слова для справок: помогут, напилит
1.Подчеркнуть в словах сочетания Ча, Ща, Жи, Ши
2. Разделить слова для переноса ВНУЧАТА, НАПИЛИТ
Роща
Рощами называют небольшие леса. Есть сосновые, дубовые рощи. Чудесная березовая роща за нашим селом. мы часто ходим в рощу. Как там хорошо! Стучат пестрые дятлы. Свищут синицы. Трещат сороки. Пахнут душистые ландыши. Быстро бегают муравьи.
Слова для справок: синицы, небольшие.
1. Подчеркнуть сочетания ЧУ,ЩУ, ЖИ, ШИ
2. Разделить слова для переноса СОСНОВЫЕ, БЕРЁЗОВАЯ
Чугунок со щами
У Миши есть груши. Не ешь груши перед щами! Живот заболит. Вот стоит чугунок со щами. Наполни чашку. Она пока горячая. Пусть щи чуть- чуть остынут. Принеси из чулана свежий укроп.
Волчата
По небу плывёт туча. Волчата пищат. Другие рычат. Они уже большие. Чуткая волчица щурится на небо. Она чувствует грозу. и поджимает уши. Чумазый волчонок начал ворчать. Братья отвечают ему.
Овчарки
На бахче живут большие овчарки. Им надо сторожить бахчу. Не пускать чужих на участок. Дощатая конура стоит на площадке перед жилым домом. Вот идет прохожий. Собаки рычат.
Дача
Начало зимы. В нашем жилище тепло. Трещат дрова в печурке. Скоро закипит чайник. За ширмой тикают часы. У Гриши в руках кувшин. Он налили чуть-чуть молока в чашку. Прохожий подходит к нашему жилищу.
Часы
В наших часах лопнула пружина. Я отнёс их часовщику. Он начал работать. Попросил чуть-чуть подождать. Обещал сделать через час. Я решил пока погулять по площади. Возвращаюсь в часовую мастерскую. Часовщик уже кончает работу. Часы готовы.
Чаепитие
На столе лежит куча печенья. Я хочу пить чай. Кипячу воду. Теперь она горячая. Прополощу чашку и наполню ее из чайника. Добавлю сливок из кувшина. Принесу из чулана два калача. и жидкий мед. Поищу на полке груши и алычу.
СЛОВА С СОЧЕТАНИЯМИ ЧК,ЧН
Переменка
Ванечке скучно. Он ест булочку. Олечка и Танечка сстрички. Олечка взяла ручку и листочек. Она написала Танечке записочку. У Олечки в сумочке молочный шоколад. Она угостила Ванечку.
Грамматическое задание:
1. В словах второго предложения подчеркнуть гласные второго ряда.
2. Слова третьего предложения разделить на слоги.
3. В словах третьего предложения подчеркнуть безударные гласные.
Завтрак
Девочка положила грибочки на тарелочку. Покрошила в мисочку картошечку.. Чуть-чуть посолила. Помыла огурчики и помидорчики. Достала земляничное варенье и пачку печенья. На плите готова яичница. Девочка вытерла тряпочкой стол.
Грамматическое задание:
1. Во втором предложении подчеркнуть слова, состоящие из трех слогов.
2. В последнем предложении подчеркнуть парные согласные.
3. Выписать из диктанта три слова с сочетаниями ЧК,ЧН.
Летний день
Утром погода была облачной. Дедушка топил печку. Потом день стал Ясолнечным. Мы отлично погуляли. Собирали цветочки. Нашли черничник. Вокруг летали бабочки. Ласточка кружилась в небе. Появилась тучка. Мы бежим домой.
Грамматическое задание:
1. Над словами второго предложения указать цифрой количество слогов.
2. Подчеркнуть в словах диктанта всегда мягкие согласные.
3. Ответить одним предложением на вопрос ПОЧЕМУ ДЕТИ ПОБЕЖАЛИ ДОМОЙ?
Иду в прачечную
Я запачкал все салфеточки клубничным вареньем. Несу их в прачечную. Бабочка села на салфеточку. Подожду минуточку. Сяду на лавочку. Полюбуюсь. Бабочка красивая. Просто сказочная. Удачная сегодня прогулка.
Грамматическое задание:
1. В словах первого предложения подчеркнуть все безударные гласные.
2. Придумать и записать по одному слову с сочетаниями ЖИ,ЧА,ЧУ.
3. Выписать из диктанта три слова с сочетаниями ЧК,ЧН.
Праздничный день
Наступил праздничный день. Васечка и Петечка играют. У них есть игрушечный поезд. Это электричка. В ней едут крошечные пассажиры. Вот и конечная остановка. Дети прекращают играть. Они идут есть яблочный пирог.
Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два слова с сочетанием ЧК. Разделить эти слова на слоги.
2. Во втором предложении подчеркнуть слова, в которых звуков больше, чем букв.
3. В первом предложении подчеркнуть двумя чертами слово, отвечающее на вопрос ЧТО СДЕЛАЛ?
Заглавная буква в именах собственных
Радость.
Светлана Петровна Чайкина живёт в Тамбове. Город стоит на реке Цне.
Она получила письмо. Какая радость! Внучата живы, здоровы. Старший Игорь- писал сам. Бабушку ждут в Москве. Внучка Надюша засушила и прислала цветочек. Чей листок с рисунком? Бабушка узнала малыша Павлика.
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть заглавную букву в именах, отчествах, фамилиях людей.
2. Подчеркнуть заглавную букву в названиях городов.
3. Над словами первого предложения поставить знак ударения.
Ручные белки.
На берегу реки Москвы раскинулся парк. Стройные сосны, кудрявые липы, высокий дуб... Я часто гуляю там с собакой Булькой. По ветвям скачут белки. Хвосты пушистые, глаза- бусинки. Стучу по стволу сосны. Спустились Яшка и Рыжик. Белочки знают нас. Взяли еду из рук и скрылись.
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть заглавную букву в кличках животных.
2. Подчеркнуть два слова с безударной гласной О.
Главный город.
Москва- главный город нашей страны. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают площадь Пушкина, Суворовский бульвар, Садовое кольцо.
Два друга Воронин Слава и Шишкин Коля живут на Плющихе. Мальчики ходят в кино, гуляют в сквере.
Грамматическое задание:
1. Подчеркнуть заглавную букву, в названиях улиц, населенных мест.
2. Над словами последнего предложения поставить знак ударения.
Следы на снегу.
Пушистые снега укрыли поля, холмы. Лесник Семен Иванович встал на лыжи. Он держит путь в лес. Рядом бежит собака Полкан. Вдоль опушки след лисицы. Она искала добычу. А тут бегал косой. Чей след похож на веточку? Да это прыгала ворона.
Грамматическое задание:
1.Подчеркнуть заглавную букву в именах людей, кличках животных.
2. Над словами последнего предложения поставить знак ударения.
Питомцы.
Нечаева Аня любит животных. У Анюты есть пес Шарик и котенок Пушок. Шерсть у Шарика серая. А Пушок весь беленький. Собака и котенок живут дружно. Девочка дает им молоко, хлеб. Она водит их гулять на бульвар.
Диктанты повышенной сложности на правописание имен собственных
Семья Ручкиных.
У Петра Николаевича Ручкина есть дочка Олечка и сын Васечка. Дети вырастут. Олечку будут называть Ольгой Петровной. Васечку станут называть Василием Петровичем. Жену Петра Николаевича зовут Маргарита Николаевна Ручкина.
Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два имени собственных.
2. Написать два слова с сочетаниями ЧУ,ЩУ.
Дядя Миша.
Дядя Миша очень храбрый. Он поднимался на гору Эльбрус. Он переплывал Тихий океан на одномачтовой яхте. Он бывал в Африке и охотился там на львов. У дяди Миши есть овчарка Полкан.
Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два имени собственных.
2. Написать два слова с сочетаниями ЧК,ЧН.
Прогулка.
Закончился август. Пришла осень. Птицы улетают в тёплые страны. Денис Гонщиков и Маша Кольцова вышли в лес погулять. С ними бежит Шарик.Навстречу им идёт учительница Ольга Васильевна. Денис и Маша здороваются с учительницей.
Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два имени собственных.
2. Написать два слова с сочетаниями ЧТ, НЩ.
2. Написать два слова с сочетаниями ЧТ, НЩ.
В деревне.
Сейчас июль. Максим живет на даче. Рядом с дачей большое поле. За полем течет речка Клязьма. На берегу речки стоит деревня Звягино. Максим часто выходит на поле. Встречает там козленка Шустрика.
Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два имени собственных.
2. Написать два слова с буквой Э.
Грамматическое задание:
2. Написать два слова с буквой Э.
Рисунки.
Учительница Нина Ивановна велела детям нарисовать домашних животных. Вася нарисовал корову Ночку. Потом кошку Мурку и петуха Гришку. Рисунок Васи понравился учительнице. Она повесила Васин рисунок на стенд.
Грамматическое задание:
1. Выписать из диктанта два имени собственных.
2. Написать два слова с буквой Й.
2. Написать два слова с буквой Й.
В Африке.
Витя дома. Он сидит и думает. Тамара Петровна задала вопрос. Кто живет в Африке? Входит сестричка Леночка. Леночка смеётся. Глупенький братишка! В Африке живут крокодилы и носороги. Там есть страна Египет. В ней живут египтяне.
Комментариев нет:
Отправить комментарий