Музей воды
70 лет со Дня снятия блокады Ленинграда.
Стоят монументы. Стихами и в прозе
Взывают к потомкам святые слова.
Но память живет не в граните и в бронзе.
А в людях – без нас эта память мертва.
А в людях – без нас эта память мертва.
27 января 2014 года исполнилось 70 лет со Дня полного освобождения советскими войсками города Ленинграда от блокады его немецко-фашистскими войсками.
В современном, быстро меняющемся мире – целая эпоха. Но, сколько бы лет ни прошло, для всего мира подвиг ветеранов, ленинградцев останется образцом беспримерного подвига, мужества, стойкости, несгибаемой воли к победе сыновей и дочерей нашего Отечества в дни суровых испытаний.
Помнить героическую историю нашего города, чтить защитников Ленинграда, заботиться о ветеранах и блокадниках – наша святая обязанность.
Ребятами первых классов была подготовлена литературно-музыкальная гостиная, посвященная этому памятному событию. Дети читали стихи, рассказывали другу другу о том, как 900 долгих дней и ночей ленинградцы обороняли родной город. Но только вера в победу, в добро и справедливость, в мирную жизнь помогала им преодолевать немыслимые испытания, превозмогать голод и холод, бороться во имя счастливого будущего нашей Родины.
«Помните!
Через века,
Через года,- помните!
О тех, кто уже не придёт никогда, - помните»
( Роберт Рождественский)
Дорогие ветераны! Спасибо вам за то, что вы есть. Низкий вам за все поклон. Благополучия и мира вашему дому. Здоровья вам и долгих лет жизни!
6 мая 2015 года
состоялась развлекательно- познавательная игра QR квест " Необычные жители нашей планеты"
Мама может все, что угодно
Научно-исследовательский
геологоразведочный музей им.Чернышева
Внеклассное мероприятие, посвященное творчеству С. В. Сахарнова
" По морям вокруг Земли"
Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас веселыми и нарядными. Ведь сегодня у нас состоится не просто обычное занятие или урок, сегодня мы совершим воображаемое кругосветное путешествие вокруг Земли.
Как вы думаете, а зачем люди путешествуют?
Люди путешествуют, чтобы стать мудрее, зорче, отважнее. Именно путешествуя, они сталкиваются с существами, всё в которых загадочно; видят страны, не похожие на родину, и людей, отличных от них самих. Счастливы те, кому довелось обойти вокруг Земли. Вот и мы попробуем хоть немного стать самыми счастливыми людьми.
- Как вы знаете, путешествовать можно по-разному. Как именно?
А мы будем путешествовать по морям. Почему?- спросите вы. Наверное, потому, что плавать заставляет сама жизнь Ведь 2/3 Земли покрыто водой. Как иначе перебраться с материка на материк? Как перевезти груз? А как еще познакомиться с самыми удивительными жителями нашей планеты? Итак, мы отравляемся в путь по морям.
Кто мне подскажет из вас, а какие моря вы знаете?
БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ, СЕВЕРНОЕ МОРЕ, БАРЕНЦЕВО МОРЕ, БЕРИНГОВО МОРЕ, ОХОТСКОЕ МОРЕ, ЯПОНСКОЕ МОРЕ, ЖЕЛТОЕ МОРЕ, КАСПИЙСКОЕ МОРЕ, КРАСНОЕ МОРЕ,АРАВИЙСКОЕ МОРЕ, КОРАЛЛОВОЕ МОРЕ, КАРИБСКОЕ МОРЕ, СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ, ЧЕРНОЕ МОРЕ.
А есть еще океаны: ТИХИЙ ОКЕАН, СЕВЕРНЫЙ ЛЕДОВИТЫЙ ОКЕАН, ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН, АТЛАНТИЧЕСКИЙ ОКЕАН.
Сегодня мы с вами побываем на Балтике, на Баренцевом море, на Красном море и закончим наше путешествие в Тихом океане, как самый великий путешественник, который совершил первое кругосветное путешествие.
Кстати, кто-нибудь знает имя этого великого человека?
Это Фернан Магеллан. 20 сентября 1519 года он вышел их испанского порта Санлукар-де-Баррамеда в Атлантическийокеан, пересек его с севера на юго-запад и попал в Тихий океан. Пройдя центральную часть океана, Магеллан достиг юго-восточных морей Азии. Здесь отважный путешественник погиб. А его спутники на уцелевшем корабле переплыли Индийский океан, обогнули с юга Африку и вернулись в Европу.
Мы тоже совершим кругосветное плавание. Но последуем мы другим маршрутом. Начнем мы с родного Балтийского моря. Моря, на котором стоит наш город.
БАЛТИЙСКОЕ МОРЕ
- Чем удивительна Балтика?
Балтика-дорога ураганных ветров. Осенью и зимой здесь гуляют ветра, которые сеют дожди и частые туманы. Ясные дни здесь встречаются очень редко. Очень не любят капитаны больших кораблей Балтику, потому что оно очень мелкое и напоминает лабиринт из воды и камня. Даже на самой середине моря глубина меньше 100 метров.
Зато история у Балтики славная. Отсюда брал начало свой путь « из варяг в греки». А также в устье Невы находилась столица русского государства-Санкт-Петербург. Именно здесь начал создаваться первый российский флот.
Балтика одно из самых удивительных морей на Земле, а вот в чем состоит ее отличие, давайте послушаем разговор двух моряков.
— Эх, — и щуку я вчера в море за маяком вытащил. С костыль!
— Врешь ты! — Откуда в море щука? Щука- рыба пресноводная, в море не живет. Про это даже сказки сложены. Ты ее, брат, в реке или во сне видел. Спорим?
— Спорим!
Пошли мы на другой день на шлюпочке за маяк.
Раскинули сети. Часа полтора подождали — тянем.
Вытащили — щука! Здоровенная, зубы, как гвозди. Если щелкнет — полруки прочь!
Что за притча! За бортом — море, в шлюпке — щука.
— Уф! — даже в жар меня бросило.
Перегнулся через борт, черпнул ладонью воду — и к губам.
А вода-то пресная!
И как я не сообразил: в Финский залив Нева течет, столько речек, кругом болота, озера… Эх, голова!
— Соли-то совсем нет! — показываю я на воду.
— Две, три промилле! — отвечает.
Тут он мне и рассказал: промилле, оказывается, мера солености: одна часть соли на тысячу частей воды. Две промилле — это на ведро чайная ложка. Какая уж тут соленость!
Выходит, щуки в море живут?
Живут, если им промилле разрешают.
А теперь давайте посмотрим, кто из вас самый внимательный был.
-Почему щука может жить в Балтийском море?
Давайте поиграем. Перед вами рыбы и названия к ним. Вам нужно соединить название с иллюстрацией и распределить их на две группы: рыбы, которые живут в пресной воде и те, которые живут в соленой. (камбала, корюшка, угорь-море; судак, окунь, лещ- реки).
Ну, а теперь в путь к северным морям. Наш путь лежит к Баренцеву морю, через Скандинавский полуостров. Пока мы туда направляемся,посмотрите, кто нас встречает. Это морские животные, которые попали в беду, и их срочно нужно спасти. Давайте соберем все части и восстановим их.
- Кого вы узнали на иллюстрациях? (осьминог, каракатица , кальмар.)
- Что вы о них знаете?
Всех их называют головоногими.
- А что означает слово « головоногие»? Это значит, что они состоят из головы и ног. Ноги растут прямо из головы. К головоногим относятся кальмары, осьминоги и каракатицы. Давайте послушаем, что о них скажут наши ребята.
Кальмар. Плавает в воде, как рыба. Ходит стаями. Внутри у него, как у всех головоногих, реактивный двигатель. Наберет в него кальмар воду, с силой выбросит, сам в другую сторону — шасть! А бывает и так: разгонится, из воды выскочит, да промазал — на палубу судна шлеп! — и осох.
Осьминог. Этот живет на дне. Любит залезать в щели или строить себе из камней дома. Построит дом, заберется в него и спит. Семь ног спят, восьмая караулит. Из дома высунулась, покачивается, врагов отпугивает.
Младшая сестра кальмара и осьминога — каракатица. Сама с ладонь, щупальца как пальчики. Лучше ее на морском дне никто не прячется. На песок легла — желтыми точечками покрылась. В зелень заплыла — сама стала зеленой. Однажды под каракатицу положили книгу. Она сначала растерялась — читать-то не умеет!—потом сообразила: изукрасилась черными и белыми точками.
А вот сейчас я вам покажу такое морское животное, которого вы никогда не видели.
- Как вы думаете, существует ли на самом деле такое животное или нет?
Оказывается, около 400 лет назад скандинавский ученый увидел такое животное, обитающее у норвежских берегов . Как писал сам ученый «6 июля 1743 года показалось большое и страшное морское чудовище, которое так высоко поднялось из воды, что голова его приходилась в самой середине мачты. Оно имело длинную острую морду, широкую пасть и выскакивало из воды, как кит. Тело его было покрыто чешуей, кожа неровна и в морщинах. Спустя некоторое время чудовище опять погрузилось в воду, причем выкинуло свой хвост спиралью вверх».
Но прошло два столетия и люди стали посмеиваться .
—В море что-то есть? Не может этого быть— говорили они и качали головами.
Шли годы. То из одной, то из другой части земного шара приходили вести о встречах кораблей с существами, похожими на змей.
И вот настал октябрьский день 1873 года. Он стал праздником для ученых, изучавших жизнь океана.
У берегов Ньюфаундленда трое рыбаков — двое взрослых и мальчик— ловили сельдь. Неожиданно они заметили на поверхности воды темный предмет, похожий на перевернутую шлюпку. Подгребли к нему.
—Э, да это спина какого-то зверя!— сказал пожилой рыбак.
Размахнувшись, он ударил по ней багром. Спина дрогнула. Над водой показались две «змеи»—два щупальца. Они скользнули к баркасу, обхватили его, и «зверь» начал погружаться. Лодка накренилась, вода хлынула через борт.
Первым опомнился 12-летний Том Пикот. Он схватил топор и начал рубить щупальца. «Зверь» снова всплыл, перевернулся на бок и, освободив баркас, скрылся в глубине.
По воде растекалось иссиня- черное пятно жидкости, выпущенной «зверем». На дне баркаса извивались два обрубка щупалец.
По этим приметам морского хищника узнали. Им оказался кальмар — родственник известной всем каракатицы. Только родственник чудовищных размеров. Его назвали архитеутисом.
И вот тогда ученым начало везти. Море выбросило на побережье острова Ньюфаундленд около двух десятков архитеутисов. Один из найденных кальмаров имел в длину с вытянутыми щупальцами 17 метров. Глаза его достигали в диаметре 40 сантиметров. Щупальца были толщиной с человека.
Вскоре один архитеутис едва не попал в плен. Экипаж французского судна «Алектон» наткнулся на кальмара длиной 7 метров. Его загарпунили, но при попытке вытащить на палубу животное, весившее, по уверениям матросов, 2—3 тонны, оборвало канат и ушло.
Так была раскрыта тайна морского змея.
Ну вот мы с вами и приплыли к Баренцеву морю.
БАРЕНЦЕВО МОРЕ.
-Как вы думаете, отчего оно так названо?
Об этом нам расскажет уважаемый мореход и штурман Баренц.
« Однажды я вместе с моей командой из 17 человек решили пересечь Северное море и обогнули Новую Землю. Но тут мы попали в ледяной плен. Корабль застрял во льдах. Что же делать? Надо же как-то жить? Тогда мы рядом с кораблем построили деревянный дом. Никто до нас никогда не жил в таких суровых условиях. Нам повезло, мы прожили почти целый год без ссор и стычек. Мы ждали, когда наступит лето и мы снова двинемся в путь. И вот, дождавшись, когда море очистилось ото льда, мы двинулись в путь . Но, к сожалению, не все вернулись домой. Постоянный холод и болезни лишили жизни многих членов нашего экипажа, в том числе и меня. Но море хранит память о нашем героическом подвиге.»
А теперь, пришло время познакомиться с самыми необычными обитателями Баренцева моря. Перед вами примеры . Вам нужно как можно быстрее сосчитать и расположить ответы в порядке возрастания и тогда вы узнаете имена этих необычных представителей.
ПАЛТУС и ПИНАГОР.
- Что вы знаете об этих животных? Это все рыбы. А вот более подробно о них расскажут наши следующие ребята.
Однажды в Мурманске, в сквере, я слышал, как отец рассказывал сыну о рыбах: о палтусе и пинагоре.
—Палтус,— говорил он,— плоский, как пирог. Глаза и рот у него свернуты набок. А пинагор — рыба как рыба. Палтус живет на дне. Пинагор— у самого берега. В отлив море отходит от берегов, и они с пинагорихой плещутся в лужицах. Мать-палтусиха выметывает икру и вместе с отцом уплывает. У пинагоров уплывает одна мать, отец остается. В отлив, чтобы икра не усохла, он смачивает ее водой изо рта. Отец-палтус никогда не видит своих детей. Пинагор ждет, когда мальки выведутся, и тогда плавает вместе с ними: впереди папа-пинагор, позади косячком пинагорята.
Я спросил:
—Простите, вы, наверно, рыбак. Какая рыба лучше — палтус или пинагор?
—Что за вопрос, конечно, палтус!—ответил рассказчик.— Из него и котлеты, и филе. Весу в нем килограммов сто. А пинагор что — фитюлька!
—Совсем не фитюлька! —обиделся сын.— Он хороший.
Мальчик присел на корточки и щепкой нарисовал на песке головастую рыбку. За ней дружною стайкой плыли маленькие точки.
- А наш ваш взгляд, какая рыба лучше?...
ИНДИЙСКИЙ ОКЕАН
Ну что-ж, нам пора отправляться дальше. А отправимся мы туда, где по словам великого путешественника, подбирают орлиный помет и находят в нем много алмазов. Там даже у деревьев кора тонкая, а внутри готовая хлебная мука.
- Как вы думаете, что это места такие? Это красивая и богатая Индия, где на вес золота продают «музыку обеда», или так называемые душистые пряности. Путь наш будет лежать через Индийский океан.
-Кто же открыл европейцам этот богатый край? Это был удачливый купец и разведчик Марко Поло. Но путь, который он открыл был очень опасным, поэтому нужен был другой путь. На поиски нового пути отправился португальский путешественник Васко да Гама. Давайте послушаем, что он нам расскажет:
« 8 июля1497 года 4 корабля под моим руководством отправились в далекую Индию. Как же нам плыть? Конечно же, вдоль берегов Африки. И мы поплыли. Но вдруг дорогу нам преградили непрерывные бури. Если мы поплывем так и дальше, то наши корабли разобьет в щепки. Тогда я принял решение плыть по Атлантическому океану и обойти район бурь. Так мы добрались до южного мыса Африки. Тут мы увидели, что берег круто повернул к северу. За мысом вода изменилась. Это катил зеленые волны Индийский океан.
Проплывая мимо острова Мадагаскар, я узнал, что Мадагаскар- это обломок некогда существовавшего материка Лемурии. Большеглазые неторопливые лемуры- существа, похожие на человека,- жили на нем. Но материк погиб, а в зарослях Мадагаскара и сейчас встречаются потомки этих странных животных.
И вот мы приплыли к берегам Индии. Надо сказать, что дни, которые мы провели в порту, были наполнены страхом и насилием. Каждый день на нас нападали , многие из членов экипажа погибли. Пришлось срочно возвращаться домой. Но обратный путь оказался еще более тяжелым. Из четырех кораблей уцелело только два. Мучительный зной и болезни валили людей. Возвратившись в Португалию, мы насчитали только 10 здоровых людей. Вот так мы узнали, что Индия не только богатая, но и враждебная страна».
- А как же ведут себя морские жители: гостеприимны они или нет. Давайте об этом узнаем. Но сначала, мы должны расшифровать этих таинственных незнакомцев.
( Голотурия, морской еж. Каждая буква зашифрована числом. Сопоставив число с буквой вы легко узнаете их имена.)
ТЕРПЕЛИВЫЙ ОГУРЕЦ
Полз по песчаному дну морской огурец — голотурия. Толстый, фиолетовый и гладкий.
Ползет огурец, как маленький бульдозер,— носом песок роет. Роет, высасывает из песка мелкую живность, ест.
Вдруг, откуда ни возьмись,—бычок. Подскочил, ухватил голотурию и давай трепать. Теребит, дергает.
Мучил, мучил — и добился своего: сжалась голотурия, напыжилась, как стрельнет в мучителя чем-то желтым. Подумать только: желудок свой выбросила! Вот так дела!
Подхватил бычок добычу—и прочь. Не зря старался! Впрочем, и огурец не унывает: желудок у него вырастет новый! Дело привычное.
На морском дне каждый отбивается от врагов как может.
ЖИВЫЕ ДОМИКИ
Я плавал у скалы, над неровным каменистым дном. Слабое течение покачивало внизу редкие веточки водорослей. Я искал морских ежей. — У скалы их навалом!—сказали мне матросы. — Мы видели. Сидят— здоровые, иголки как гвозди. Вот такие!
Но ежей не было. Я проплыл в одну сторону — нет. В другую — не видно.
И вот тогда-то мое внимание и привлек домик. Маленький домик на дне-две щепки, шалашиком.
Домик... полз. Он полз очень медленно и очень спокойно — видно, хозяин его не торопился. Я подплыл к домику и тронул пальцем одну щепку. Щепка задрожала. Я отвел ее в сторону—из-под нее торчал пучок фиолетовых игл. Еж! Ну конечно, еж!
Я отбросил в стороны щепки. Еж замер, темные иглы встопорщились. Поняв, что я больше его не трону, еж успокоился, опустил иглы и быстро- двинулся в путь.
Он слез с камня и начал что-то искать на дне. Неподалеку лежала крышка от консервной банки. Еж примостился рядом и выпустил из-под игл несколько черных ниточек—ножек. На конце каждой — присосочек. Ножки потянулись к крышке. Вот первая дотянулась и замерла — присосалась... За ней вторая, третья...
Еж что-то задумал!
Я смотрел во все глаза. Ножки поднатужились и подняли крышку, Они изгибались, шевелились, передавали тяжеленный груз одна другой. Крышка ползла вверх по иглам. Она доползла до самой ежиной макушки и остановилась. Получился щит.
Еж покачал его: крепко сидит? Крепко! И снова полез вверх по камню. Теперь он лез спокойно — со щитом ему никакой враг не страшен,
Но где же остальные ежи?
Посмотрел я вокруг внимательно. Ну конечно, вон их сколько! Хитрецы: кто пучком травы прикрыт, кто — створкой раковины. Глянешь не знаючи—нет под скалой никаких ежей.
Одни живые домики.
- С какими морскими животными вы познакомились? Чем необычны морские ежи?
Что вы нового узнали о морских ежах?
Мы покидаем Индийский океан и отправляемся в самое удивительное море на нашей планете. Это Красное море.
КРАСНОЕ МОРЕ.
- Чем же оно удивительно? Наверное, названием.
- Кто из вас знает, почему оно так названо?
В сильные штормы буря срывает бурые водоросли и они качаются на поверхности моря. Создается впечатление, что море окрашено в красный цвет.
Да, но не только названием удивительно это море. Это само теплое, лучше сказать, жаркое море на нашей планете. Капля воды, пролитая из стакана, испаряется , не успев долететь до стола. Если вы выпьете воды, то немедленно почувствуете жажду. Ртутный столбик термометра с утра показывает 40 градусов тепла. Это единственное море, по берегам которого не селятся люди и суда проходят эти места без остановки. Температура в этом море даже на самом дне составляет 20 градусов. Когда в обычных морях составляет 2-3 градуса.
Что тут говорить. Даже сами морские обитатели « от такой жары» неприветливы.
Давайте на них посмотрим.
Яркий представитель-это мурена. Зубастой мурене палец в рот не клади. Быстро останешься без пальца.
Не позволяет с собой вольностей и длинномордая, со щучьей головой барракуда.
Покрыт иглами, как еж, иглобрюх. Набрав внутрь себя воздуху, он всплывает на поверхность моря и там лежит кверху пузом. Иглобрюх не только колюч — его мясом можно отравиться.
Иглобрюх похож на ежа, кузовок — на черепаху. Он весь спрятался внутрь крепкого панциря. Из панциря вперед и назад торчат рога. Но не ими опасен кузовок: его мясо тоже бывает ядовито.
У рыбы-хирурга два ядовитых шипа по бокам хвоста. Когда на рыб нападают, она оттопыривает шипы и наносит ими очень болезненные долго не заживающие уколы.
Но самая ядовитая из морских рыб— тетрадон. Особенно ядовиты его икра и молоки. В Японии эту рыбу называют «фугу». Ежегодно там бывает несколько сот отравлений. Японцы говорят: «Хочешь есть фугу — напиши завещание».
Вот такое оно Красное море. Недаром говорят, что красный цвет-цвет опасности.
Ну, а мы отправляемся в последнее путешествие. И последней остановкой станет океан, который хранит память о Фернане Магеллане.
-Кто запомнил, что это за океан?
ТИХИЙ ОКЕАН
Тихий океан , как будто, делится на две части- северную, где неделями можно плыть, не встречая сильных ветров и бурь, и южную, где день за днем, год за годом, тысячелетие за тысячелетием дует ветер, поднимаются огромные волны, которые обрушиваются с неимоверной силой на берег.
Прекрасен Тихий океан ночью, когда зажигаются тысячи звезд и горят как огромные голубые лампы. И от воды к небу поднимается встречный свет. Создается впечатление, будто океан светится. Поистине он становится великим и бескрайним.
- Кто же расскажет нам об этом океане? Знаю! Это великий путешественник Магеллан. Давайте послушаем.
« Вначале я был бедным дворянином, имя которого никто не знал. Прихрамывая, я подошел к португальскому королю с просьбой послать меня на поиски богатых земель. Но просьбу мою он отклонил. Пришлось мне обратиться к молодому испанскому королю. Именно он поддержал мои начинания.
И 26 июня 1519 года 5 кораблей, 265 человек вышли в океан и проложили курс на Канарские острова. Далее мы пересекли экватор и после трехмесячного плавания мы дошли к берегам Южной Америки. Здесь было решено остаться на зимовку.
Но тут настигла первая беда. Произошел бунт. Испанские матросы не захотели подчиняться португальскому капитану. Они посчитали это для себя унизительным и захватили 3 корабля. Мне пришлось действовать быстро. Я собрал 6 надежных людей и послал из на один из бунтовавшихся кораблей. Пока капитан- испанец читал письмо, один из моих людей возил в его горло кинжал. К кораблю я немедленно отправил вторую шлюпку. Так корабль был захвачен. Теперь соотношение сил изменилось.
Бунтовщики захотели отступить назад и уплыть домой. Но мои корабли встали поперек пути и восставшие сдались.
Мы поплыли дальше, надеясь найти пролив в Тихий океан. В страшной буре был потерян один корабль. Но вскоре, спустившись на юг, перед нами открылся извилистый залив. Мы вошли в него. Залив углублялся. Хмурые, заснеженные горы поднимались по сторонам на южном берегу. По ночам горели костры. Я назвал это берег Огненной Землей.
22 дня продолжалось опасное плавание в проливе. Мы потеряли еще один корабль. Миновав извилистый пролив, три оставшихся корабля вышли на простор океана. Морякам, после опасного пролива, он показался тихим и безбрежным.
Четыре месяца мы плыли на юго-запад. Четыре месяца ни одна буря не налетала на корабли. Наше продовольствие закончилось. Мы ели сухарную пыль, смешанную с червями, от которой сильно воняло крысиной мочой. Мы пили желтую воду, которая гнила много дней. Мы ели также воловью кожу, которой покрывали паруса и реи. М замачивали ее в морской воде на 5 дней, после чего клали на несколько минут га горячие уголья и съедали.
Многие их матросов стали умирать, многие лежали, не в силах подняться и помочь управлять парусами. Меня умоляли вернуться обратно. Я был непреклонен. Мы плыли дальше, приближаясь к заветным землям.
И вот 6 марта 1521 года мы оказались на Филиппинских островах. Туземцы оказались на редкость гостеприимными. За зеркальца, гребешки, бусы- они привезли на корабль горы фруктов, туши свиней, воду, рис. Больных всех вылечили.
Можно было отправляться дальше. Но я решил помочь местному царьку в войне против соседей. Мы вступили в бой. Град копий и стрел обрушивались на нас. Мы растерялись , и было принято решение отступать. И в этот момент отравленная стрела вонзилась мне в ногу. Вторая ранила меня в руку. Я уронил меч и , сраженный сразу несколькими ударами, упал в воду. Все мои товарищи бежали.
Им предстояло вернуться обратно. Из трех кораблей один пришлось сжечь. Два корабля захватили португальцы и только один корабль из пяти, 17 человек из 265 достигли берегов Европы. Кругосветное плавание было закончено. Но нисколько я не жалею о случившимся, ведь за все время пути, я познакомился с самыми умными животными, которые живут в морях и океанах.
- Как вы думаете, о ком идет речь?
Речь идет о дельфинах, этих маленьких зубатых китах. Самый большой дельфин- гринда. Один из самых маленьких- морская свинья. А самый умный дельфин- афалина. Из морских животных афалина стала первым другом человека. А вот как это вышло, вы сейчас узнаете.
В 1955 году в бухте Хакьянга Харбор, близ местечка Опонони, появился молодой дельфин-афалина. Подплывая к самому пляжу, он позволял трогать себя руками, кувыркался в воде, играл с детьми,
Самой смелой из ребят была девочка Джиль Беккер. Она подружилась с дельфином, «Опо-Джек» — так назвали взрослые ее друга.
Рано утром Опо-Джек появлялся около пляжа. Выставив из воды голову, он высматривал девочку. Заметив в другом конце пляжа ее голубую резиновую шапочку, он мчался туда огромными прыжками. Подплыв к самому берегу, Опо переворачивался на бок и лежал, ожидая, когда Джиль начнет гладить его морду.
Радио и газеты разнесли весть о чудо-дельфине по всей Новой Зеландии. Толпы туристов хлынули в Опонони.
Приехали и люди с киноаппаратами. Надвинув на глаза прозрачные зеленые козырьки, они целый месяц снимали фильм о домашнем дельфине.
Если погода была хорошая, все готово к съемкам, а Опо-Джек задерживался — его вызывали из моря. Для этого запускали лодочный мотор. Заслышав тарахтение мотора, Опо послушно выплывал из глубины. Джиль садилась ему на спину или плыла рядом. Когда девочка отставала, дельфин терпеливо ждал ее. Если, нырнув, сна находилась под водой слишком долго, Опо-Джек начинал осторожно подталкивать мордой вверх.
Жизнь Опо прекратилась внезапно и загадочно. Однажды его тело было найдено неподалеку от берега. Никаких ран на теле не было.
На окраине Опонони есть кладбище. Неподалеку от него — одинокая могила. Это могила первого морского животного, которое подарило человеку дружбу.
Говорят, здесь установлен памятник. Стремительный дельфин молчаливо и упорно поднимается вверх, стараясь отделиться от камня.
-Интересно, но дельфины-одни из не многих животных, которые умеют разговаривать между собой. А вот об их таинственном языке расскажет нам….
Дельфины умеют говорить между собой. Во всяком случае, сигналы, с помощью которых они предупреждают друг друга, известны.
—«Эге-гей, вали сюда!» — они так кричат?
—Нет. Они свистят. Услыхав, допустим, двойной свист — сигнал о помощи, афалины бросаются к
товарищу, забывая об опасности. Известны, например, случаи массового самоубийства китов. Сотни животных выбрасывались один за другим на мелководье. Некоторые ученые считают, что животные спешили на зов своих собратьев попавших в беду.
—Значит, это у них сигнал «SOS»? Спасите, мол, наши души.
Ученые, изучая разговоры дельфинов, записали много сигналов. Вот некоторые из них.
Самый главный: «Скорей на помощь!» О нем речь уже шла. Это двойной свист.
Сигнал страха: «Нам грозит опасность!» — резкий треск; похож на звук постукивания двумя булыжниками под водой.
«Мне больно!» — громкий похожий на поросячий визг.
«Отойди прочь!» — сигнал угрозы. Ученые говорят, что этот сигнал похож на стук в ладоши или на хлопок челюстями.
«Идите сюда, я встретил что-то интересное!» — тонкий писк. По этому сигналу около любопытного предмета быстро образуется стайка дельфинов.
Люди, работающие с дельфинами, говорят, что те могут свистеть, хрюкать, щелкать, скрипеть, жужжать, мяукать, лаять, выть. Все эти звуки надо изучать.
Я думаю, что скоро они пригодятся.
И первое, что человек скажет своим веслохвостым друзьям, будет: «Идите сюда, я встретил что-то интересное!»
Я думаю, мы много узнали сегодня интересного.
- По каким морям и океанам мы путешествовали? Какие обитатели населяют их?
- Что нового и интересного вы запомнили?
А вы знаете, ребята, все эти удивительные и невероятные истории рассказал в своей книге « По морям вокруг Земли» петербургский писатель-моряк Святослав Владимирович Сахарнов. Автор многочисленных рассказов о животных . Его книги проникнуты любовью и юмором к братьям нашим меньшим. Я надеюсь, что многие из вас, после нашего занятия пойдут в библиотеку и с удовольствием возьмут и прочитают одну из его книг. Желаю вам удачи!
Комментариев нет:
Отправить комментарий